Кино Москва

Генеральный продюсер Фестиваля Телемания Елена Коржаева о российских кинофестивалях

Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению “CinePromo”


Насколько развита у нас культура проведения фестивалей короткометражного кино?

Если мы говорим о профессиональном фидбэке, все мировые фестивали, в том числе и российские, условно делятся на 2 группы: фестивали, которые несут в себе какую-то индустриальную пользу, и фестивали, которые представляют собой, по большей части, события городского масштаба.

К первой группе относятся, безусловно, Канны, Берлин (на 90%), Венеция, наши Кинотавр и ММКФ (тоже на 90%, так как билеты на показы могут купить обычные зрители), участие в которых является отличным стартом для молодых авторов и частью маркетинговой стратегии в рамках дальнейшей дистрибьюции фильма, отобранного в программу. Эти фестивали, как правило, сопряжены с пресс-конференциями для максимального охвата в медиа, питчингами, кинорынками и представляют собой не только кинопоказы, но и дают отличный инструментарий для продвижения авторского, документального, короткометражного – любого “неформатного” кино на разных стадиях его производства.

Ко второй группе фестивалей можно отнести те, которые по большей части ориентированы на зрителей и культурно-массовый досуг (и могут представлять собой даже градообразующие мероприятия), например, “Зеркало” в Ивановской области, “Окно в Европу” в Выборге, “Движение” в Омске, KONIK в Москве и пр. – они, безусловно, посещаются людьми из тусовки, там есть “закрытая” часть, но основной акцент сделан именно на зрителей, нежели на индустрию.

Из этого перечня, если говорить о нашей стране, на мой взгляд, особняком стоит “Короче”, так как представляет собой и своего рода городской праздник с многочисленными показами для обычных зрителей, и индустриальное мероприятие. Изначально идея его создания была очень крутая и понятная – поиск “молодой крови”. Был и стимул туда ездить, в том числе за свой счет – начинающие авторы и дистрибьюторы могли в очень демократичной обстановке на берегу Балтийского моря под звон бокалов и хорошую музыку пообщаться с теми, с кем в обычной жизни пообщаться гораздо сложнее (не ради фоточек и лайков, а Дела ради), а Большие продюсеры имели возможность найти новые дарования.

Что самое главное при проведении кинофестивалей в плане организации?

Я не зря сделала предварительное условное деление фестивалей на 2 группы, потому что цели и задачи фестивалей-праздников и “индустриальных” фестивалей разнятся, поэтому по-разному формируются и их программы, и выстраиваются PR-стратегии, и коммуникация с участниками – от гостей до обычных зрителей. Грубо говоря, для фестивалей-праздников важны зрители и их комфорт, для “индустриальных” фестивалей важна профессиональная тусовка.

Сталкивались ли вы когда-либо с некомпетентной организацией кинофестивалей?

Я не могу здесь говорить о какой-то некомпетентности, но в целом хочу отметить ряд проблемных мест.

На мой взгляд, не очень правильно, когда дают одну аккредитацию на фильм, который отобран в конкурс, и, например, на закрытые мероприятия, то есть ту самую индустриальную часть, ради которой и был сделан прицел на данный фестиваль, имеет возможность попасть только один человек (как правило, режиссер), а остальные члены команды, в том числе продюсер, который потом и кровью выбивал деньги на этот конкурсный фильм, или начинающие актеры, которые пока не являются медийными, остаются за бортом этого праздника “для своих” (и вынуждены или идти грустить в гостиничный номер, или обзванивать знакомых для успешного прохождения фейс-контроля).

Были случаи, когда авторы, которые становились конкурсантами (иногда неоднократно) прошлых лет, попадая во внеконкурсную программу и приезжая на любимый фестиваль за свой счет, получают так называемую “аккредитацию для лузеров” (давайте будем называть вещи своими именами) и их возят обособленно от VIP-ов, включая тех, кого отобрали в конкурс, или просто коллег, с которыми они в обычной нефестивальной жизни работают и дружат, или им в аккредитации просто отказывают \ про них забывают, и нам приходится как-то договариваться с оргкомитетом.

Странно и непонятно, когда “индустриальному” фестивалю важнее аккредитовать актеров (причем, не самых медийных) или чьих-то родственников и знакомых в ущерб дистрибьюторам или баерам, которые фильмы или продвигают, или закупают (несут какую-то индустриальную пользу). Порой смотришь на фото с красных дорожек и закрытых вечеринок и не понимаешь, кто эти люди, что они тут делают и так ли уж важны для привлечения СМИ или построения профессионального нетворкинга.

 

Что вы ожидаете от будущих кинофестивалей короткометражек в РФ? Удастся ли их вывести на мировой уровень?

Мне бы хотелось, чтобы “индустриальные” фестивали, столь важные для нашего большого маленького кинообщества и в целом развития и продвижения российского кино, в том числе на внутреннем рынке, были более открытыми по отношению к молодым фильммейкерам и относились к ним внимательнее и бережнее.

Вот топ-2 реплики от авторов, которые мы слышим уже на протяжении нескольких лет подряд, из разряда “все кинематографисты равны, но некоторые равнее других”:

  • через кого попасть в конкурс “Кинотавра” (в принципе то же говорят о Каннском фестивале, Венеции, Берлинале, Локарно, Санденсе и пр.),
  • аккредитация для участников внеконкурсной программы “Короче” унизительна или бесполезна, и однозначно ехать не стоит.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button