Кино МоскваКультура

Глубокое зубастое море: фильмы про подводных чудовищ

В российский прокат вышел «Мег» — фильм про гигантскую акулу и команду ученых, пытающихся ее остановить, во главе с героем Джейсона Стэйтема. По этому поводу мы решили вспомнить другие случаи столкновений людей и морских монстров в кино.

Одним из первых фильмов про подводного монстра можно назвать «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» 1953-го года. Секретная операция военных с ядерным оружием пробуждает древнего динозавра, который отправляется в Нью-Йорк. Эта картина задала моду на существ, потревоженных человеческими экспериментами, которые будто в отместку человечеству, отправляются мстить людям. Именно на данную черно-белую ленту будет опираться студия Toho, создавая на следующий год своего культового «Годзиллу» — еще одного гада, вышедшего из воды.

Второй важный фильм про подводное существо, правда уже не такое огромное – «Создание из черной лагуны» 1954-го года. Археологическая экспедиция отправляется в джунгли Амазонки, где сталкивается с древней рептилией, которая начинает расправляться с потревожившими ее людьми.

При этом тварь не ведет себя, как агрессивный монстр – оно просто защищает свою территорию, а также проявляет любопытство к девушке, будто копируя своего старшего сухопутного товарища Кинг-Конга. Великолепные подводные съемки, непроходимые джунгли, а также отлично сделанный для того времени костюм существа, превратили «Создание из черной лагуны» в классику monster-movie. Фильм заложил основы для сюжета, где группа ученых сталкивается с чужеродным организмом, который явно не рад прибытию людей. Природа против человека – в ранних картинах о чудовищах всегда лежала простая идея о том, что не стоит нарушать привычный порядок вещей.

Что касается «Годзиллы» (1954), то его вначале вообще не должно было быть – продюсер хотел сделать фильм о рыбаках, попавших в зону американских ядерных бомбардировок. Но после того, как запретили этот вариант сценария, идея о пагубном влиянии атомного оружия воплотилась в образе древнего чудовища, разбуженного неосмотрительными людьми. Годзилла начинает безумно сметать все на своем пути, там же, как и война, конфликты, радиация. Безжалостный образ настоящей человеческой сущности, за которой скрывается подлинная жестокость – спустя девять лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, «Годзилла» был предупреждением, которому никто так и не внял.

Затем, в 1975-м году молодой 27-летний режиссер Стивен Спилберг выпустит на экраны США фильм «Челюсти», в одночасье изменивший кинематограф и подход к тому, как делать зрелищные и напряженные фильмы.

В небольшом курортном городке на острове Эмити разворачиваются ужасные события – белая акула начинает нападать на людей. Шериф местной полиции, рыбак и эксперт института океанографии отправляются на встречу с чудовищем.

Эта напряженная и захватывающая картина, вышедшая в летний период, взорвала американский прокат, заставив миллионы людей бояться открытого моря. История о троих мужчинах, бросивших вызов одному из самых опасных хищников на планете, задала новые стандарты коммерческого кино, где виртуозный монтаж, нагнетаемая атмосфера, отличные актерские работы и запоминающаяся музыка заставляли зрителей визжать от страха в кинозале.

После невероятного успеха «Челюстей» голливудские продюсеры поняли, что истории про подводных страшилищ могут приносить хорошие деньги. Вышедшие в 1978-м году «Пираньи» Джо Данте, явно подходящие под категорию Б, были дешевым и трэшовым ответом сверхпопулярной картине Спилберга. Выращенные правительством для войны во Вьетнаме, пираньи-мутанты оказываются выпущены на свободу и начинают свой кровавый пир в мирных американских реках, поедая сначала рыбаков, а затем туристов и отдыхающих на пляжах.

Военные пытаются скрыть от людей правду, а девушка-сыщик и безработный – единственные, кто знают, что происходит на самом деле. Им никто не верит, а один из персонажей говорит: «Люди едят рыб, а не рыбы людей!», даже не представляя, насколько он неправ.

Снятые за смешные, по меркам Голливуда деньги, «Пираньи» умудряются держать в напряжении до самых титров, постоянно предлагая зрителю разнообразные сцены – вот герои плывут на разваливающемся плоте, вот пираньи подбираются к детскому лагерю, вот гонка со временем на автомобилях, вот побег из тюрьмы, а в конце даже будет один взрыв.

Особенностью «Пираний» стало то, что здесь не один монстр, а целая стая, быстро перемещающаяся в воде. Небольшие, но зубастые рыбки, разрывающие людей на части, внушают больше страха, нежели одна белая акула в безграничном океане. Пародируя жанр, созданный «Челюстями», Данте делает это с максимальной серьезностью, поэтому эта работа выглядит гораздо более оригинально и качественно, нежели чем другие клоны знаменитого акульего хоррора.

История про ученых, неожиданно нашедших страшное зло, повторяется и в, например, «Глубоководной звезде шесть» (1988), где команда подводной станции, при установке на дне ракетной площадки, случайно открывает проход в гигантскую пещеру.

Естественно, там живет страшное чудо-юдо, которое выбравшись из своего заточения, устроит любопытным людишкам настоящий кошмар, вначале изрядно разрушив их станцию, а затем, пробравшись внутрь, познакомиться «получше» с людьми.

«Глубоководная звезда» не открывает ничего нового, но зато вполне хорошо повторяет старое. Герои не раздражают, хотя их поступки, как и всегда в таких фильмах иногда вызывают недоумение, напряжение нарастает, а подводные сцены выглядят очень неплохо для тех лет. И хотя предсказать, кто из персонажей  погибнет следующий очень просто, следить за тем, как огромное членистоногое пожирает неудачливых членов подводной экспедиции ни разу не скучно.

Год спустя в 1989-м выйдет «Левиафан» — еще одна подводная страшилка, только теперь больше напоминающая смесь «Чужого» и «Нечто». Группа шахтеров, работающая на дне океана, находит затонувший русский корабль и приносит на станцию сейф с брошенными вещами. Один из участников экспедиции заражается и превращается в монстра, ведь на судне велись секретные эксперименты.

Открытый космос и невероятная глубина – вещи, в общем-то похожие. Космическая и подводная станция не сильно отличаются друг от друга в кино – все те же коридоры, аппараты, мигающие лампочки, спасательные капсулы, иллюминаторы и скафандры. Место из которого трудно выбраться и до которого трудно добраться – изолированные от цивилизаций подводные базы стали отличным прибежищем для пугающих историй.

Копируя «Нечто», фильм Джорджа Косматоса поднимает вопросы генетики и мутаций, которые были очень популярны в 80-х годах. При этом, это откровенный Б-муви, который вроде бы и выглядит иногда нелепо, но атмосфера замкнутого пространства, блестящие скафандры, будто пришедшие из фантастики 60-х, уродливое, но качественно сделанное чудовище, делают свое дело, погружая в атмосферу старых видеосалонов, где кассеты с такими фильмами разлетались на ура.

А вот «Подъем с глубины» (1998) вообще не мелочиться, смешивая ужасы, фантастику, триллер и комедию. Это дорогостоящий трэш о группе наемников, отправившихся захватить гигантский лайнер и столкнувшихся там с монстром из глубин, не строит серьезное лицо и, наверное, поэтому смотрится очень легко. Несмотря на устаревшие спецэффекты, чудовище здесь выглядит очень впечатляюще, из-за своего дизайна и необычного способа передвижения. Запертые в пустом корабле, герои, которые не выглядят, как глупые болванчики, постоянно куда-то бегут, шутят, стреляют, прячутся, а их по очереди едят. Классический продукт 90-х годов, безумная смесь жанров – «Подъем с глубины» не рассказывает о величии природы и беспомощности человека, а просто показывает — как это здорово, когда огромные щупальца утаскивают кого-то под воду.

На следующий год на экранах появится «Сфера» (1998) — параноидальный триллер про встречу с необъяснимым. Группа ученых изучает инопланетный корабль и находит там загадочную сферу с которой вступает в контакт. После этого все идет не по плану.

В «Сфере» нет привычных монстров, зато есть человеческие страхи и ощущение нависшей угрозы. Океанское дно в очередной раз доказывает, что является идеальным местом для голливудского ужастика. Изоляция, паника, галлюцинации, а под боком существо из иного мира, которое, кажется, не настроено благосклонно – команда станции медленно сходит с ума на радость зрителю.

«Глубокое синее море» 1999-го года, наверное, один из немногих акульих хорроров, который было бы не стыдно поставить в один ряд с «Челюстями». Умные хищники, полученные в результате опытов ради решения болезни Альцгеймера, начинают методично уничтожать команду станции «Акватика», да делают это так, что заглядеться можно. Непредсказуемые смерти, залитые водой отсеки, качественно поставленный экшен – Ренни Харлин ловко мешает элементы триллера и боевика, стараясь максимально развлечь и ему это с успехом удается.

В 2003-м году выйдет «Открытое море» — основанная на реальных событиях история о потерянных в море дайверах, которых от берега отделяет пятнадцать километром открытой воды. Забытая супружеская пара дрейфует на волнах, не зная что делать, а вокруг них уже стягиваются хищники. Снятое на дешевую цифровую камеру, «Открытое море», подражая документальным фильмам, стремится к реалистичности, иногда впадая в унылость. Разговоры между героями прерываются появляющимися изредка плавниками в волнах, а финал истории, кажется, не будет счастливым. Многие называли «Открытое море» водным ответом «Ведьмы из Блэр», что в какой-то степени правда. У фильма появилось два идейных подражателя – «Дрейф» (2006), рассказывающий о группе друзей, также оказавшихся в открытом море и «Над глубиной: Хроника выживания» (2016), представляющий собой уже настоящий мокьюментари-фильм, где все происходящее будто записано на камеру одним из участников.

Кроме акул востребованными оказались и крокодильи хорроры, такие как «Лейк Плесид: Озеро страха» (1999), «Первобытное зло» (2007) и «Крокодил» (2007). Неизведанные джунгли, болота и глубокие озера – идеальные места для того, чтобы отправить туда глупых туристов и посмотреть, что с ними сделает местная фауна.

Избавившись от морских просторов, хоррор про огромных монстров перебирается в водоемы помельче, ведь там тоже может жить что-то на дне. Помимо акул есть и другие животные, которые не прочь попробовать человека на вкус, а про это непременно захотят рассказать ребята из Голливуда, которым дай только повод.

«Акулий торнадо» (2013) выделяется на фоне других фильмов, ведь это откровенный трэш от канала SYFY и студии Asulym  – специалистов по производству низкобюджетных monster-movies. В их портфолио есть картины с такими названиями, как «Атака двухголовой акулы», «Мега-акула против гигантского осьминога», «Бермудские щупальца», «Ледяные акулы». Поставив производство подобных работ на поток, Asulym неожиданно ждал успех в виде приведенного выше «Акульего торнадо», который стал очень популярен у зрителей и превратился в культурный феномен. Не долго думая, студия выпустила еще пять продолжений, где по полному эксплуатируется тема торнадо из акул пожирающих людей.

Здесь акулы летают по воздуху, сбивают самолеты, уничтожают города, а также отправляются в космос и даже на луну. В «Акульем торнадо» нет логики, адекватного сценария и качественных спецэффектов, зато есть постоянный стеб и абсолютно безумные сцены, ради которых все и затевалось. Это настолько плохо, что даже хорошо – превратившись в символ дурного кино, франшиза стала вершиной творчества Asulym, доказав, что трэш еще может быть актуальным в XXI веке.

В 2016-м году вышла «Отмель», где молодая девушка отправляется на безлюдный пляж, чтобы прокатиться на серфе. Но в чистых водах завелся безжалостный хищник и единственным спасением оказывается небольшая отмель, откуда невозможно выбраться.

Один из самых громких акульих хорроров за последнее время, с очаровательной Блейк Лайвли в главной роли, не меняет законы жанра, но зато качественно и профессионально держит в напряжении все полтора часа.

Оставшись наедине с зубастой махиной, хрупкой героине предстоит проявить изрядную смекалку, чтобы одолеть противника. В очередной раз повторяемый мотив противостояния человека и животного здесь превращается в настоящую смертельную дуэль, победитель из которой выйдет только один. «Отмель» не хватает звезд с неба, но зато предлагает неплохую историю о том, что опасно плавать на безымянных пляжах.

В «Синей бездне» (2016) две девушки – Лиза и Кейт, отдыхая в Мексике, решают погрузиться в клетке к акулам. Но клетка срывается и падает на дно, а запаса воздуха совсем немного. Чтобы выбраться, нужно пробраться сквозь стаю хищников, которые не упустят своей добычи.

Блестящий напряженный триллер о борьбе за выживание заставляет поверить в то, что жанр о больших морских монстрах еще жив. Минимум кислорода, темнота, постоянная опасность и непрекращающееся действие – «Синяя бездна» грамотно играет на чувствах зрителя, заставляя его вместе с героинями панически вглядываться в темноту океана.

В следующем году выйдет продолжение, так что сейчас можно уже смело говорить о возвращении интереса к акульим фильмам. Безграничные океанские воды всегда будут привлекать внимание киношников, ведь человек в любом случае будет бояться их и то, что там скрывается. Как и космос, океан таит множество тайн, а страх перед неизвестным получает свое воплощение в виде различных чудовищ, поднимающихся с глубин. И кто одержит победу в очередной раз трудно предсказать, ведь однажды со дна может всплыть что-то такое, от чего человек еще сильно пожалеет, что вообще покинул безопасную сушу.

Автор: Провоторов Иван

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button