Почему в Москве так сложно найти бесплатный общественный туалет?

И что поможет в поиске.

Каждому москвичу знакома эта неприятная ситуация: во время прогулки возникла потребность справить нужду, а вокруг — ни одного туалета. Ещё недавно при крайней необходимости можно было воспользоваться уборной в каком-нибудь из ближайших кафе, но за последние месяцы во многих заведениях (особенно в центре города) на дверях санузлов установили замки — чтобы зайти, нужен код из чека. Хотя в Москве есть и общественные туалеты, большая часть из них — платные; бесплатных крайне мало, и найти их подчас довольно трудно.


Почти все капитальные санузлы в подвалах и на первых этажах жилых домов, доступные горожанам сегодня, были оборудованы ещё в советское время. Причём в годы СССР общественных туалетов в Москве было гораздо больше: сохранилась лишь малая часть этих помещений, а остальные в течение 90-х пришли в негодное состояние, так как денег на их поддержку не выделяли.

В нулевые власти установили по всему городу “синие кабинки”, но это было лишь временным решением, поскольку срок эксплуатации подобных туалетов ограничен. Тем не менее, они стояли на улицах по много лет, распространяя вокруг ужасный запах и принося больше вреда, чем пользы: редкий москвич отваживался зайти в такую кабинку даже при самых отчаянных обстоятельствах. 

В начале 2010-х пост мэра Москвы занял Сергей Собянин. Следуя принципу римского императора Веспасиана, гласящему, что деньги не пахнут, он предложил создать новую систему автоматических платных туалетов. Кампания задумывалась как инвестиционный проект, но помимо денег инвесторов было вложено 6,6 млрд рублей из городского бюджета. Чтобы достичь окупаемости, плату за вход задрали до 50 рублей, а стены модулей отдали под рекламную площадь.

Крупные бренды, однако, не спешили размещать на туалетах свою рекламу, опасаясь за репутацию, а высокая стоимость отпугивала посетителей. К тому же, почти сразу стали поступать жалобы и сообщения о неисправностях: например, дверь кабинки после оплаты входа могла остаться заблокированной. В итоге никакой прибыли извлечь не удалось, а с 2017 на ремонт и обслуживание “золотых” туалетов ежегодно тратится по несколько сотен миллионов рублей из бюджетных средств. При этом по оценкам экспертов даже в самых проходных местах эти туалеты посещает не больше сотни человек в месяц — зато их облюбовали бездомные, которым негде ночевать в холода.

В апреле 2017 в модуле на Тверском бульваре журналисты обнаружили беженцев из Донбасса, а две недели спустя посетитель туалета на Сухаревской площади нашёл в кабинке труп бездомного.

22 неработающих "золотых" туалета стоят в ряд на Бауманской улице
22 неработающих «золотых» туалета выстроены в шеренгу на Бауманской улице.

Когда стало понятно, что проект провалился, власти ещё несколько раз пытались подступиться к проблеме дефицита туалетов, но до сих пор — безуспешно. Один из векторов работы — уборные в метро, — такие уже давно есть во многих городах мира. В Московском метрополитене первый (бесплатный) туалет заработал в тестовом режиме в 2015 году на станции “Проспект Мира”. Через два месяца его демонтировали, но уже в 2016 году власти заявили о намерении установить на станциях метро около 30 бесплатных туалетных модулей. Ещё через год выяснилось, что они всё же будут платными. Сейчас в метро оборудовано 25 комплексов на 1-2 кабинки, однако среди пассажиров они малопопулярны — далеко не все готовы отдать 69 рублей за визит в уборную. Вдобавок, многих смущает тот факт, что туалеты оснащены камерами не только снаружи, но и внутри (хотя администрация метрополитена уверяет, что в присутствии посетителя они отключаются).

Ещё один вариант решения проблемы несколько лет назад обсуждался в Мосгордуме с подачи депутата Инны Святенко, предложившей сделать туалеты заведений в центре города общественными. В некотором смысле таким образом власти просто сняли бы с себя ответственность, однако примеры введения подобных законов в разных формах имеются как в российском, так и в зарубежном опыте. Правительство Санкт-Петербурга в 2004 году выпустило постановление, согласно которому руководителям кафе и ресторанов следовало безвозмездно пускать в уборные всех желающих, даже если они ничего не заказали. Правда, постановление носило рекомендательный характер, поэтому им нередко пренебрегали, а с 2007 года документ утратил силу. Также до недавнего времени “закон о туалетах” действовал в Риме, но с той разницей, что требование пускать любого было обязательным, а взимать за это плату не воспрещалось. В Москве же инициатива в итоге не получила никакого развития.

Вывод напрашивается неутешительный: на сегодняшний день, через 30 лет после распада СССР, самыми доступными и стабильно функционирующими общественными туалетами в столице остаются в основном те, что были построены при советской власти. Сейчас в Москве работает 277 стационарных бесплатных туалетов, тогда как население составляет более 12 миллионов человек, не считая приезжих — то есть на полмиллиона жителей приходится всего один санузел. При этом такие туалеты обычно находятся в укромных закоулках или подвалах и не упоминаются на городских указателях, так что москвичи зачастую даже не знают об их существовании. Приняв во внимание все факты, самым полезным проектом мэрии в этом направлении стоит признать карту бесплатных туалетов, размещённую на портале “Открытые данные” ещё в 2013 году. 

Back to top button