АрхитектураИнтервьюИнфраструктураЛюди

От ГУМа до «Шухова» глазами инженера

«Для жителей Москва — всего лишь среда обитания, не вызывающая особых эмоций. Для гостей – собрание памятников архитектуры и искусства, но я, инженер и историк, Айрат Багаутдинов, вижу город насквозь. Для меня – это мир удивительных инженерных решений, строительных конструкций и технологий, поражающих своей сложностью, и я расскажу вам об этом простым языком».

Так вполне бы могла начаться наша беседа с исследователем и гидом, создателем проекта «Москва глазами инженера» Айратом Багаутдиновым. За несколько лет его проект превратился в масштабный образовательный ресурс, который предлагает лекции, экскурсии, детские мастер-классы и блог, посвященный истории инженерной мысли. «Москва глазами инженера» также создаёт научный сериал «Дело техника», выходящий на телеканале Москва 24 (из него взята цитата, открывающая нашу статью). Типичная Москва просто не могла не побеседовать с Айратом о его проекте, прошлом и настоящем Москвы, о личности Владимира Шухова и многом-многом другом… Наш путь лежал от ГУМа до памятника В.Г. Шухову!

Айрат Багаутдинов

Т.М.: Айрат, предлагаю построить наш маршрут таким образом: пройдем по Москве от Шухова до Шухова, т.е. от его творения в ГУМе, до памятника. Маршрут предлагаем мы, но то, о чем говорить, выбираете вы, хорошо?

А.Б.: Хорошо! В ГУМе интересно то, что такой тип магазинов в Европе появляется раньше, чем в Москве, уже в 70-е годы XIX века, например, галерея Виктора Эммануила II в Милане была первой такой. Это значит, что в мире уже должен был существовать опыт строительства подобных перекрытий, но опыт ГУМа показывает, что Шухов, даже когда брался за существующую разновидность конструкций, никогда не позволял себе просто скопировать удачно найденное чужое решение. В ГУМе арочные перекрытия из металла сделаны не просто толще, как в Европе, — здесь дополнительную прочность конструкции придают тонкие натянутые металлические стержни. Шухов таким образом реализовал один из основополагающих принципов инженерии – экономичность.  

Верхние торговые ряды. 1889-1893.
Верхние торговые ряды. 1889-1893.
Архитектор А.Н. Померанцев
Инженеры В.Г. Шухов, А. Ф. Лолейт

А.Б.: Шухова вообще называют первым русским инженером. Меня часто спрашивают, почему. Во-первых, «первый» можно понимать как «лучший». Во-вторых, он был одним из первых инженеров, который реализовывал принципы, лежащие сегодня в основе работы инженеров: принципы экономичности, технологичности и унификации. Вообще Шухов для меня как некая энциклопедия русской инженерной школы, её подходов. В отличие от американских коллег, он не всегда патентовал свои творения, а если патентовал, то охотно записывал всех своих помощников. Русская инженерная школа вообще была крайне альтруистична. Она появилась благодаря усилиям Августина Бетанкура, создавшего в России Институт Корпуса инженеров путей сообщения (сейчас ПГУПС). Так что, если русская литература появилась из Гоголевской шинели, то русская инженерная школа – из  ПГУПС.

Т.М.: Айрат, проект «Москва глазами инженера» ориентирован на самую широкую аудиторию,  скажите, как вам удаётся заинтересовать инженерным делом людей совершенно от этого далеких?

А.Б.: Мне кажется, как и в любом деле, если хочешь чем-то заинтересовать, нужно этим гореть. Тогда слушателю будет интересно. Потом мы стараемся говорить доступным языком, использовать примеры из жизни. Когда речь заходит о самоподъемном кране, то напрашивается аналогия с упражнением на брусьях. Или такое свойство любого материала, как расширение, хорошо иллюстрирует пример лопнувших на холоде стеклянных банок с вареньем или чем-то ещё.

Банк Рябушинского на Биржевой площади. 1904. Архитектор Ф.О. Шехтель
Банк Рябушинского на Биржевой площади. 1904.
Архитектор Ф.О. Шехтель

А.Б.: Вот мы с вами идем по району Китай-город, а ведь это был своеобразный  деловой «сити» Москвы позапрошлого века. Здесь очень много доходных и торговых домов в стиле модерн. Взять хотя бы Банк Рябушинского. С его именем в Москве связано много построек, а это здание строил архитектор Шехтель. Именно в рамках модерна архитекторы впервые стали строить здания с оглядкой в первую очередь на его функцию. Посмотрите на эту строгость, правильность пропорций. Это уже поздний, аскетичный модерн, без женских головок на фасаде и других украшений. Это прямо-таки предтеча авангарда, советского конструктивизма.

Т.М.: А кто приходит к вам на экскурсии?

А.Б.: Очень разные люди, в основном, конечно, не инженеры. Все, кто к нам приходят, интересуются городом вокруг. У нас, кстати, есть несколько поводов гордиться нашей аудиторией. Во-первых, большинство составляют молодые люди до 30 лет. Для экскурсионного проекта такая молодая аудитория – это действительно повод для гордости. Потом, опять-таки, только у нас, заметный процент составляют мужчины. Наверное, это связано с технической направленностью экскурсий. Ещё мы большое внимание уделяем детям, для них делаем специальные мастер-классы. Это действительно важно, потому что, дети – это самое настоящее будущее инженерной мысли. Мы не просто что-то конструируем, но идем по настоящей профессиональной цепочке: теоретическая разработка проекта – создание макета на бумаге – производственная реализация на профессиональном оборудовании.   

Торговый дом В.Ф. Аршинова в Старопанском переулке. 1899. Архитектор Ф.О. Шехтель
Торговый дом В.Ф. Аршинова в Старопанском переулке. 1899.
Архитектор Ф.О. Шехтель

Т.М.: Мы тем временем в Старопанском переулке.

А.Б.: Он такой малозаметный, а здесь количество памятников архитектуры на квадратный метр просто зашкаливает! Вот сразу бросается в глаза зеленое здание в перспективе улицы, это очередное творение Шехтеля. При взгляде на фасад сразу видно новое техническое решение стиля модерн. Обратите внимание, какие широкие оконные проемы и какие тонкие колонны, какая узкая полоска фасада оставлена между окнами. Ясно, что это железобетонный каркас, ведь кирпичная кладка была бы слишком тяжелой. Видите, как все непросто, а многие увидят на фасаде лишь женское лицо.      

Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. 1564.
Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. 1564.

А.Б.: Буквально напротив,  Церковь Космы и Дамиана, которую я очень люблю. Постройка её относится ещё к временам Ивана Грозного. Отличительная черта  церкви – две главы, обычно либо одна, либо три и больше. Подойдем поближе. Как думаете, из чего сделаны эти украшения на фасаде?     

Т.М.: Похоже на лепнину…

А.Б.: На самом деле это керамика, точнее – формованный кирпич. Стоит прикоснуться, чтобы почувствовать. Его делают, заливая глиной заранее созданную форму. Многие на экскурсии говорят, что гипс. Вообще люблю средневековье за его показательность. Тогда инженеры действовали в условиях ограниченных средств. Им нужно было создать простое, но эффективное решение. Например, почему башни средневековых крепостей строились со смещением относительно ведущей к ним улицы? Все просто, пробив ворота, враг сразу не мог увидеть перспективу улицы, а значит, не мог быстро сориентироваться. У средневековой инженерной мысли есть чему поучиться!      

Т.М.: Расскажите, сколько времени у вас уходит на подготовку экскурсии или поста в блоге?

А.Б.: Что касается содержательной части экскурсии, то я и мои коллеги делаем её достаточно быстро, в течение нескольких дней. Благо мы уже накопили достаточный опыт и знания, поэтому можем работать быстро и качественно. Хотя до непосредственного создания обычно долго выбираем сюжет, потом очерчиваем круг интересных объектов, идем «на разведку», договариваемся с кем-то, если нужно. Например, недавно совместно с Дирекцией железнодорожных вокзалов «РЖД» мы создали уникальную экскурсию по Киевскому вокзалу. С посетителями поднимаемся в закрытую для посторонних Часовую башню и на крышу.

А.Б.: Насчет блога, статьи для него обычно пишутся на основе того материала, который не вошел в экскурсию. Хотя иногда я сам задаю тему моим коллегам, и они идут её разрабатывать в библиотеки и архивы.   

Доходное владение Варваринского Акционерного общества. 1900. Архитектор А.К. Иванов
Доходное владение Варваринского Акционерного общества. 1900.
Архитектор А.К. Иванов

Т.М.: Главное здание «Вышки»? Почему?

А.Б.: Раз мы с вами говорим о Владимире Григорьевиче Шухове, то должны упомянуть это здание. Здесь с 1875 по 1918 год находилась Техническая контора инженера А. В. Бари, где Шухов проработал более 60-ти лет. Потом её переименовали в «Бари-строй» и перенесли, мы чуть позже увидим куда. До революции Шухов ходил сюда на работу пешком. Интересно, что жил он тогда на Зубовском бульваре и ходил оттуда по Бульварному кольцу, чтобы поддерживать себя в форме! С Шухова во многом можно брать пример, у него было пятеро детей, он катался на велосипеде, делал очень и очень неплохие фотографии! Есть интересные воспоминания в архиве Академии наук, где один из подчиненных Шухова в конце жизни пишет, что благодаря начальнику он много чего умеет делать.

Т.М.: Вы упомянули архив, а приходилось ли делать открытия в ходе работы над сюжетами?

А.Б.: Как раз с архивом Академии наук связана одна история. Мне тогда удалось буквально найти 5 ранее неизвестных шуховских башен. В документах упоминались башни на территории заводов в Казани. Три из них находятся на закрытом предприятии, но на GoogleMaps их можно разглядеть. Чтобы найти две другие, мне пришлось отыскать бухгалтерскую отчетность нескольких текстильных фабрик Казани. Неизвестная ранее водонапорная башня в отличном состоянии нашлась в поселке Кукмор.

Доходный дом Строгановского училища технического рисования. 1906. Архитектор Ф.О. Шехтель
Доходный дом Строгановского училища технического рисования. 1906.
Архитектор Ф.О. Шехтель

А.Б.: А вот здание Императорского Строгановского училища. Нам оно интересно потому, что здесь был создан план ГОЭЛРО. Этот масштабный проект электрификации страны иллюстрирует ещё две отличительные черты русской инженерной мысли: восприимчивость и мобилизационный характер работы. Мы быстро воспринимали иностранные технологии и через несколько лет с их помощью били мировые рекорды. К нам позже остальных пришёл опыт передвижки домов, но именно советский инженер Эммануил Гендель передвинул самый тяжёлый дом и осуществил самое быстрое перемещение. То же было со строительством высоток. Это умение собраться и выдать результат не может не внушать оптимизм!  

Т.М.: Не могу не спросить, а есть ли у вас любимые места в Москве?

А.Б.: Конечно! Меня как будто сама судьба свела с Шаболовкой, некоторое время жил там. Когда была история с попыткой сноса Шуховской башни, активно участвовал в кампании по её спасению. Шаболовка – интересное место, я имею в виду район между улицами Шаболовская и Мытная. Так же мне интересен район Ивановской горки. Там практически нет советского вторжения в архитектуру, можно почувствовать Москву XIX века. Конечно, ВДНХ с точки зрения инженера вызывает интерес, на территории выставки можно прямо по объектам считывать историю страны.

Доходный дом А. В. Бари. 1895. Архитектор Ф. Воскреенский
Доходный дом А. В. Бари. 1895.
Архитектор Ф. Воскреенский

А.Б.: Помните, мы говорили о строительной конторе А.В. Бари, в которой работал Шухов? Так вот то здание, в которое она переехала после революции. Сюда же переехал жить и сам Шухов.

Памятник В.Г. Шухову. 2008.
Памятник В.Г. Шухову. 2008.

А.Б.: Мы подходим к памятнику Шухову, построенному на средства нефтяной компании «Лукойл». Этим нефтяная отрасль как бы отдает дань инженеру, потому что Владимир Григорьевич много для неё сделал. Место выбрано удачно. Во-первых, интересно, как в городском пространстве уравнены такие личности как Шухов и Грибоедов, инженер и поэт. Во-вторых, фигура поймана в движении, он как будто идёт к себе на работу по бульварам, как делал в реальности. Или может быть он идет инспектировать одно из своих творений – крышу над операционным залом Главпочтампа на Мясницкой… В общем здесь такое «место силы» Шухова.

Т.М.: Айрат, спасибо вам большое за беседу! Под занавес, пожалуйста, ответьте на вопросы нашего блица. Итак, Модерн или Классицизм?

А.Б.: Модерн.

Т.М.: Замоскворечье или ВДНХ?

А.Б.: Всё же Замоскворечье.

Т.М.: Старый Арбат или Новый?

А.Б.: Ух, мне оба варианта не симпатичны. Но скорее Новый Арбат, Старый уж совсем лубочный.

Т.М.: Жолтовский или Щусев?

А.Б.: Они одного поля ягоды, но скорее Щусев.

Т.М.: Станция метро Маяковская или Комсомольская-кольцевая?

А.Б.: Маяковская. Душкин мне намного ближе позднего Щусева.

 

Текст и фото: Константин Краснослободцев

 

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button