ИнтервьюКультура

Интервью с балериной Валерией Побединской

Только двигаясь вперед, можно быть интересным всегда

Основатель фонда помощи артистам балета «Изношенные пуанты», балерина Валерия Побединская о творчестве, планах, Москве и поддержании себя в форме.


Типичная Москва: Лера, что главное в профессии ведущей солистки балета? Что было для тебя самым сложным во время работы в театре Кремлевский балет.

Валерия Побединская: Профессия артиста балета в принципе сложная, на какой бы категории ты не работал, везде свои особенности и трудности. Нельзя говорить, что кордебалет устает меньше, чем солист. Я прошла все ступени становления и говорю с полным пониманием, что это неверно.

Что касается сольного и ведущего положения — это, безусловно, ответственность, но в то же время и гораздо большая свобода. Когда ты ведёшь спектакль, все должно быть: и техника, и эмоциональное наполнение, и взаимодействие с партнёрами по спектаклю, и музыкальность, и многое другое. Для меня очень важно именно то, что ты хочешь сказать со сцены, какую мысль донести, ведь это не просто танец, это создание образа, роли, это жизнь в спектакле. Танец должен быть не пустым и умным, если так можно выразиться, даже интеллектуальным, зрителя не обманешь. В кордебалете это не так заметно, зато в соло и тем более в ведущей партии ты полностью открыт, тебя читают и узнают, поэтому важно быть прежде всего наполненным артистом, глубоким.Кремлевский балет — это очень большой отрезок моей творческой жизни, я пришла туда ребёнком, а уходила уже артистом с опытом, со своей историей. Были свои сложности, но самым тяжелым было решение уйти из уже родного места, решиться на перемены.

Т.М.: Как выразить себя творчески в балете? Ведь движения регламентированы и, кажется, нет места импровизации.

В.П.: Это не совсем так. Не стоит забывать о разных направления современного балета, где возможности самовыражения безграничны. К тому же каждый артист, на мой взгляд, должен стараться привнести что-то от себя, не должно быть двух совершенно идентичных прочтений даже в одном театре. Все мы разные по темпераменту, по жизненному опыту, по восприятию мира, и даже регламентированных движений достаточно, чтобы, не выходя за рамки постановки, делать индивидуальные нюансы, ведь не может артистка высокая и статная танцевать абсолютно то же самое, что танцует маленькая и шустренькая.

Одни и те же балетные позы совершенно по-разному смотрятся на каждом, задача грамотного и умного педагога — выстроить артиста так, чтобы он смотрелся наиболее выигрышно и интересно, чтобы в театре не танцевали под копирку. Ведь мы завтра уже другие, чем вчера, и танцевать, проживать свои роли каждый раз одинаково практически невозможно, иначе начинается рутина и скука, замыливание спектакля, механическое исполнение. И нет никакого таинства ни для артиста, ни для зрителя. Это тот самый «рядовой» спектакль, просто еще один такой же, как все. И это путь в ремесленничество и обыкновенность.

Т.М.: Поздравляем с открытием фонда помощи артистам балета «Изношенные пуанты»! Расскажи, как строилась его работа в первые месяцы существования? Чего уже удалось добиться?

В.П.: Спасибо большое! Мы официально существуем с 1-го ноября, поэтому прошло всего 3 месяца. Это маленькие первые шаги, которые делаются потихоньку. Создали сайт, заявили о себе в соцсетях, открыли счет. Работа идёт каждый день. Главное, чего нам удалось добиться — это заинтересованность и вера, прежде всего самих артистов, в то, что они кому-то нужны, что есть люди, которым не безразличны их проблемы и трудности.

Цели поставлены очень большие, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что мы не сможем сразу начать реализовывать всю программу на сто процентов. Есть много прекрасных фондов, которые существуют по 5 лет и больше, и они считаются молодыми, у них далеко не всё получается.Да, мы уже получаем какие-то небольшие средства, но это пока все лишь капля в море, хотя мы, безусловно, рады уже этому и очень ценим каждую помощь! Но на начальном этапе очень важна большая вовлеченность и распространение информации о существующей проблеме, вот этим мы сейчас активно занимаемся. Именно привлечением внимания.

Т.М.: Как вы планируете развивать фонд? Уже сейчас ясно, что им интересуются почти все, кто работает в сфере балета, но ведь нужно привлекать еще больше неравнодушных людей.

В.П.: Могу сказать, что наш фонд не зациклен только на балете, а относится ко всем танцевальным направлениям. Уже сейчас интерес, например, среди ансамблей и коллективов народного танца ничуть не меньше, потому что проблемы те же.Мы планируем проводить различные мероприятия, концерты в поддержку фонда, искать возможности к реализации наших основных целей, искать партнёров и небезразличных людей. Поверьте, уже сейчас заинтересованных в помощи и продвижении нашего дела вне балетной среды очень много. И не зря мы говорим о важности информации в наше время, ведь многие, с кем мы общаемся, кто готов помогать, говорят о том, что никогда не думали, что в балете и вообще в танцевальной сфере есть какие-то проблемы, все уверены, что у нас всё налажено и работает, как часы. А оказалось, ниша настолько новая и неисследованная, что работы просто непочатый край!. Можно ориентироваться на спорт, безусловно и во многом, но все же у нас своя история.

Только двигаясь вперед, можно быть интересным всегда

Т.М.: Что известно о перформансе-спектакле фонда, который готовится к рождению грядущим летом?

В.П.: Мне известно многое, так как это идея, рожденная в команде фонда. Этот спектакль, который будет называться Worn people, будет непосредственно отражать те самые проблемы, с которыми мы имеем дело, он расскажет о преодолении артистами самих себя и тех сложных обстоятельств, которые встают на пути и несут риск остаться без профессии и без здоровья. Либретто к спектаклю уже написано, ведется работа с музыкальным материалом, утверждается состав артистов. В спектакле будут участвовать артисты разных танцевальных направлений, а также представители из других сфер искусства. Всех задуманных нюансов мы пока раскрывать не будем.

Могу сказать, что работать над спектаклем будет прекрасный и талантливый молодой хореограф, солист театра «Балет Москва» лауреат международных и всероссийских конкурсов Андрей Остапенко. Человек с тонким вкусом и чувством прекрасного, сам оснащенный великолепной техникой и удивительным чувствованием движения, ярко передающий даже самые тонкие эмоции, все это он привносит и в свои постановки, так что это точно будет интересно, пронзительно и понятно каждому.

Пока стоит вопрос о месте проведения, потому что спектакль запланирован в рамках большого мероприятия по поддержке фонда, и нам необходима не только концертная или театральная площадка, а также пространство для остальной части мероприятия, куда будут входить мастер классы, акции и многое другое. Мы надеемся, что к лету мы найдем такое место, и всё состоится. Работу над спектаклем планируем начать уже с середины февраля, очень ждем этого творческого и важного для нас времени, будем держать в курсе по мере продвижения работы о всех интересных моментах.

Т.М.: Как ты думаешь, насколько тема помощи людям искусства будет востребована? Ведь зачастую благотворительность ассоциируется с помощью детям, животным…

В.П.: Как я уже сказала ранее, никому не приходило в голову, что в нашей сфере столько проблем и трудностей и что никакой поддержки у артистов нет, но когда я лично говорю об этом, когда мы стали освещать этот вопрос на наших страницах в соцсетях, люди проявили большой интерес и сочувствие. Их очень удивляет и трогает то, что к нашему искусству такое отношение, что упущен настолько важный и серьёзный момент как поддержание и восстановление здоровья, что напрямую связано с уровнем нашего балета и всей танцевальной сферы. Я думаю, что эта тема будет востребована также и потому, что и специалисты в области медицины проявляют все больший интерес именно к работе с артистами балета. Эта ниша совсем не занята. Ну и в конце концов танец — это красота, а к этому стремятся все, в нашей стране понимают ее ценность.

Т.М.: Как выделить фонд в огромной Москве, в которой всё движется 24-7? Как привлечь внимание столицы к балету и культуре в целом?

В.П.: Он в принципе выделяется сам по себе, потому что он такой один, он первый, а это уже событие в танцевальном мире и в культурном мире Москвы. Я не считаю, что внимания к балету и к культуре в целом недостаточно и что эти сферы требуют особого воздействия. К балету сейчас как раз большое внимание, все чаще он появляется в рекламах, в кинематографе, все больше спрос на балетные школы для детей, а особенно для взрослых любителей балета. Все больше появляется фестивалей и конкурсов, появляются синтетические шоу, ледовые, цирковые — с балетом. Драматические театры стали использовать танец и порой делают это так мастерски, что и балетный артист позавидует. А в связи с этим и понимания нашей профессии становится больше уже внутри околобалетных сфер искусства, уже на себе они проверили, чего стоит этот труд.

Что касается культуры в общем, тут тоже на мой взгляд нельзя не порадоваться. Стоит только вспомнить гигантские очереди в Третьяковскую галерею, толпы заинтересованных на ночи в музее или ночи искусства. Какой ажиотаж всегда на Чеховском фестивале, полные залы на всех спектаклях. Искусство интегрируется с современной жизнью и не теряет своей ценности и красоты. А чтобы привлечь дополнительное внимание, нужно просто развиваться так же, как и все вокруг, не отрицать, что это необходимо и что время требует этого, только двигаясь вперед, можно быть интересным всегда.

Т.М.: Можешь сказать, что Москва — твой любимый город? Что у тебя связано с Москвой? Какие у тебя любимые места в Москве?

В.П.: Я очень люблю Москву. Прежде всего, за ее масштабность, за широту, за силу.
Гастрольная жизнь — неотъемлемая часть нашей профессии, я много где побывала, благодаря этому. У меня есть любимые страны и города, но каждый раз возвращаясь домой, я не могу не отметить, как здесь красиво, как энергично, что здесь есть жизнь. Что бы ни было, какие бы проблемы не существовали, они ведь есть везде в большей или в меньшей степени. Есть, конечно, почти первозданные уголки на нашей планете, которые далеки от политики, прогресса, выяснений, кто главнее… Каждый выбирает сам, где ему хорошо, в гуще событий или наедине с собой. Красоту, хороших людей, добро можно видеть и находить везде, начиная с самого себя, а тогда и жить будет хорошо везде.

С Москвой у меня связано всё. Я живу здесь почти всю свою сознательную жизнь. Учеба, первый мой театр, все развитие и формирование проходило здесь, поэтому это просто город моей жизни. Я до сих пор нахожу всё новые и новые любимые места! Вдруг зайдешь на какую-то улицу, где еще не был, и оказывается, что там такая красота, такие интересные уголки или заведения, театры, да что угодно. Открытия могут происходить ежедневно!Очень полюбила Ботанический сад МГУ, Аптекарский огород. Люблю самый центр, при этом обожаю наши парки, какие же они прекрасные, Царицыно, Коломенское… Люблю укромные внутренние дворы домов, которые порой поражают воображение своей сказочной красотой, ухоженностью. Вот так можно, казалось бы, в самом центре города, среди бесконечных домов, найти маленький райский сад, где весной цветут яблони, сирень и бесчисленное множество цветов. Я вообще люблю гулять, ходить пешком новыми маршрутами и находить что-то новое даже в знакомых местах.

Т.М.: Какие твои лично главные правила по сохранению здоровья? Как ты поддерживаешь себя в форме?

В.П.: Я признаюсь, что далеко не всегда с должным вниманием и тщательностью отношусь к себе. Как и у всех, у нас то не хватает времени, то желания, то сил, то возможности. Но я осознаю это и стараюсь с этим бороться. Мне, как и многим, совершенно не хватает 24х часов в сутках, но я уже точно поняла и на себе проверила, что сон — это одно из важнейших правил хорошего состояния и работоспособности. Поэтому просто заставляю себя ложиться не позднее 12 ночи, хоть это и не всегда удается.
Делаю массажи, плаваю, делаю оздоровительную гимнастику, но, к сожалению, не в таком количестве, как это было бы нужно.Говорить о каких-то диетах и правильном питании я не буду, потому что это все очень индивидуально. Главное слушать свой организм, не пренебрегать его потребностями, в том числе и в отдыхе.

Я могу сказать такую свою «формулу» хорошего состояния: интересная, интенсивная, обязательно творческая работа в хорошем объеме, когда в конце дня ты понимаешь, что не заметил, как день пролетел, и ощущаешь хорошую рабочую усталость, а главное — ждешь завтра, чтобы вновь творить. Пропорциональный этому хороший отдых, желательно духовно насыщенный, но иногда можно и просто побыть дома наедине с собой и простыми делами. И, может я вас удивлю, но ещё нужны люди, твои единомышленники, с которыми тебе по-настоящему комфортно работать, с которыми дышишь в унисон и понимаешь без слов. Это как артисты, так и педагоги, потому что с ними ты проводишь большую часть дня. И если все это сходится, то добиваешься максимального творческого результата и силы у тебя есть на все, и самочувствие прекрасное , и профессиональный рост происходит, и выглядишь совсем по-другому, и не нужно думать, как привести себя в форму, ты всегда в ней, потому что удовлетворен работой и получаешь от нее истинное удовольствие. Было ли у меня такое? Да, было, и это действительно в моем случае работает.

Back to top button