ИсторияКультура

Как писали о красивом в XX веке

В начале 20 века в России выходил журнал «красивой жизни» для светского общества «Столица и усадьба». Что интересно: программа этого издания во многом совпадала с программой современных глянцевых журналов. Но не во всем – читателей не только развлекали, но и просвещали. Типичная Москва обратилась к истории российской прессы, чтобы понять, чего не хватает нынешней.

Журнал «Столица и усадьба» (1913-1917 гг.) вошел в историю русской периодической печати как иллюстрированный журнал «красивой жизни», положительных эмоций и хорошего настроения, пропаганда которых заявлялась одной из главных целей издания. По крайней мере, так сформулирована задача журнала в редакционной статье первого номера:

Как писали о красивом в XX веке

«Все газеты ведут хронику несчастных случаев, никто не пишет о счастливых моментах жизни. Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято. Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем. Эту задачу ставит себе редакция».

Стоит отметить, что подобная тенденция сохранилась. В наши дни о хорошем пишут не так много. В новостях мы узнаем об авариях, катастрофах, убийствах, военных действиях, терроризме и других печальных реалиях нашей жизни. Но существуют и СМИ, которые освещают что-то позитивное, интересное, актуальное, познавательное. К таким изданиям относится и Типичная Москва.

Особенной популярностью в 21 веке пользуется глянец. Глянцевые журналы пришли к нам в 90-х – начале 2000-х, в связи с формированием массовой культуры потребительского общества и растущим спросом на развлекательные издания. Глянцевых журналов множество, но перечень их тем довольно скуден: отношения, мода, звезды, красота, покупки, хобби, отдых, карьера. Глянец – это минимальное содержание серьезных материалов, большое количество красивых иллюстраций, притягивающих взгляд читателей и побуждающих приобрести вещь.

Как писали о красивом в XX веке

На современном рынке глянцевый журнал выполняет только развлекательную функцию, совершенно игнорируя функцию просвещения. Однако женские журналы могут реализовывать и просветительскую функцию, а примером могут послужить женские модные издания начала 20 века. Наиболее ярким представителем светской журналистики того времени как раз является журнал «Столица и усадьба». Программа этого журнала, по сути, является программой современного глянцевого издания.

Как писали о красивом в XX веке

Издатель «Столицы и усадьбы» Владимир Крымов противопоставил свой журнал другим периодическим изданиям России: редакционная программа «Столицы и усадьбы» заключалась в пропаганде «красивой жизни», которая лишена влияния проблем современной жизни.

Первый номер журнала «Столица и усадьба» вышел в свет в Петербурге в декабре 1913 года. В объявлении о выходе журнала «Столица и усадьба» было указано, что «журнал посвящен светской жизни наших столиц и жизни русской усадьбы», издание чуждо «политики, партийности и классовой розни». Дорогая мелованная бумага, цветная иллюстрация на обложке и цветная вклейка внутри, многочисленные фотографии, красивые шрифты, четкая печать, цена в 75 коп., вскоре повышенная до рубля (к примеру, иллюстрированный еженедельник «Огонек» стоил тогда 5 коп.), — всё говорило о том, что в России появилось не просто новое издание, а издание нового типа — для избранных. Всего увидели свет 90 номеров, журнал выходил раз в две недели.

Как писали о красивом в XX веке

Структура издания определилась с первых номеров. В журнале печатались: очерки об усадьбах; статьи, посвященные теме красивой жизни высшего общества; статьи, посвященные русскому театру, знаменитым актрисам; статьи о наследии русской культуры и видных деятелях культуры прошлого; светская хроника; статьи о коллекциях необычных и антикварных вещей; отдельно имелись рубрики о спорте, охоте, туризме; исторические очерки; статьи энциклопедического характера; статьи об искусстве; путевые очерки; литературные произведения; литературная критика и многое другое.

Первое, что бросается в глаза, — наряду со светской хроникой (слухи и сплетни, светские гостиные, балы, дамы в светских платьях) в журнале публиковались серьезные материалы об искусстве, культуре, усадьбах, коллекционировании, литературные произведения; в круг авторов журнала входили уважаемые люди, ученые, писатели, профессионалы. Об архитектуре и старинном искусстве писали Г. Лукомский и Н. Врангель, о быте — В. Гиляровский и П. Столпянский, о театре — Н. Дризен и Н. Евреинов, о пушкинской эпохе — Н. Лернер, об истории музыки — Е. Браудо, о современных выставках — С. Кондаков, об аукционах — А. Левинсон.

Как писали о красивом в XX веке

Очевидно, что современные глянцевые издания бедны на подобный контент, предпочитая публиковать лишь развлекательные материалы. Но, опираясь на исторический пример – журнал «Столица и усадьба», можно убедиться в том, что совмещать развлечение и просвещение вполне реально; более того, это привлечет дополнительную аудиторию.

Также стоит отметить, что огромную роль в журнале «Столица и усадьба» играли иллюстрации. Фотографии и картинки и сейчас являются неотъемлемой частью статей, заметок, постов в социальных сетях. Именно они привлекают внимание, вызывают интерес, дополняют и расширяют материал.

Типичная Москва подготовила примеры иллюстраций из «Столицы и усадьбы», на которых можно увидеть: балы, светские мероприятия и ужины, усадьбы, театры, выставки; иллюстрации к статьям об искусстве и людях, создающих произведения искусства, статьи с фотографиями различных видов развлечений, фотографии новобрачных, различных коллекций, животных, фотографии из путешествий; портреты, изображающие женщин, работающих на нужды войны; портреты светских дам, княгинь, графинь; портреты императора и его семьи и многие-многие другие, а также цветные вклейки, шаржи. Кроме того, Крымов пригласил в журнал инженера А.Е. Беляева, экспериментировавшего с цветной фотографией, и в 26-м номере впервые в России был опубликован цветной фотопортрет.

Отдельного внимания заслуживают яркие обложки издания с репродукциями картин художников: М.В. Добужинского, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, Б.Д. Григорьева, С.А. Виноградова, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова и других.

Мы увидели, что иллюстрации в «Столице и усадьбе» показывали красивую жизнь, создавали положительные эмоции, делали журнал ярким и красочным, просвещали читателей.

К сожалению, журнал радовал своих читателей и писал о прекрасном не так долго. После Февральской революции, Крымов отправился в долгое кругосветное путешествие. «Столицу и усадьбу» он оставил на попечение одного из постоянных сотрудников — известного пушкиниста Н.О. Лернера, назначив его исполняющим обязанности главного редактора. Последний (сдвоенный 89/90) номер «Столицы и усадьбы» вышел в сентябре 1917 года. Но еще полгода спустя Владимир Пименович будет умолять Лернера тянуть журнал до последнего, убеждая его: «Такие ценности, как «Столица и усадьба», не уничтожаются… История и искусство будут существовать при любом строе».

Back to top button