Кино МоскваКультураНовости Москвы

Каннский кинофестиваль – что это?

Каннский кинофестиваль – одно из крупнейших ежегодных событий в мире кино. Однако, рядовой зритель куда лучше разбирается в номинациях кинопремии «Оскар», нежели в отличиях Пальмовой ветви от Золотой камеры. И это логично, ведь мероприятие на набережной Круазет куда масштабнее и сложнее, чем 24-часовое сияние звезд мировой величины в софитах и с золотыми Оскарами в руках.

Каннский кинофестиваль – это почти 11 дней торжества искусства кинематографа как для именитых деятелей кино, так и для дебютантов, а также зрителей, призванное не только отметить наградами лучших авторов года (по мнению жюри), но и познакомить мир с грядущими новинками, а также помочь киноделами выдвинуться, найти инвесторов, заявить о себе и т.д.

В связи с этим структура кинофестиваля сложна и интересна. А в виду своего почтенного возраста, он еще и оброс рядом забавных случаев и курьезных фактов. О том, что такое этот самый Каннский кинофестиваль, расскажем далее.

Постер каннского кинофестиваля 2018
Постер каннского кинофестиваля 2018

Программа кинофестиваля.

На протяжении нескольких десятков лет программа кинофестиваля менялась, подстраиваясь под требования окружающей действительности и мнения своих директоров. Реагируя на общественные настроения, последние старались создать программу, максимально открытую для кино, как искусства. Результатом долгих поисков «золотого стандарта» сегодня вылилось в разбиение программы фестиваля на две большие части: официальную и параллельную.

Официальная программа – наиболее освящаемая в СМИ – включает:

  • Основной конкурс;
  • Особый взгляд – фильм-призер программы получает поддержку во французском прокате.
  • Внеконкурсные показы, полуночные и специальные показы;
  • Конкурс короткометражных картин;

— Фонд кино или же «Синефондасьон» — специальная программа, состоящая в основном из короткометражных картин. Призвана поддерживать учащихся киношкол и молодых дебютантов, в том числе и финансово. Участие в программе позволяет молодым киноделам получить шанс снять свое кино по заявке. Помимо поддержки победитель программы получает возможность продемонстрировать свой фильм в рамках внеконкурсных каннских показов.

«Каннская классика» (была создана в 2004 г.) — включает в себя две категории: отреставрированные ленты и шедевры мирового кинематографа или же архивные киноленты. Первые показывают в залах фестивального дворца, а вторые – в кинотеатре под открытым небом, располагающемся на пляже близь фестивального дворца.

На сегодняшний день параллельных программ всего три:

  1. «Неделя критики» — учрежденная французским синдикатом критиков программа, в которой принимают участие в основном дебютанты в мире кино. Некоторая часть лент обязательно короткометражные. Изначально программа задумывалась в пику основного награждения, где премии присуждают актеры или деятели кино, а не профессиональные критики. Известный факт – актеры и режиссеры мало смотрят кино, уделяя время, в основном, работам своих друзей или узкому жанру. Не в пример кинокритику, чья киноэрудиция, обычно, куда шире. Однако, призы программы вручались работниками пера лишь до 2009 г. После было создано международное жюри возглавляемое кинематографистом.
  2. «Двухнедельник режиссеров» — секция, созданная в результате студенческих волнений в 1969 г. Группа прогрессивных кинематографистов посчитала, что фестиваль уделяет чрезмерно много внимания лентам о буржуазии, забывая о жизни простого народа. Отличительной особенностью программы является отсутствие конкурса и жюри.
  3. «ACID» — программа создана в 1993 Ассоциацией независимых кинематографистов для фильмов, которые еще не нашли себе прокатчиков. Призы и жюри в программе не предусмотрены.

Отбор кандидатов.

В первые годы существования кинофестиваля страны сами предлагали ленты для участия в конкурсе. Однако, с 1972 года создана отборочная комиссия, занимающаяся приемом заявок. На сегодняшний день таких комиссий две: для отбора иностранных лент и французских. Помимо этого, при отборе действует именной принцип – существует ряд режиссеров-фаворитов фестиваля, чьи картины рассматриваются в приоритетном порядке. Список таковых режиссеров не постоянен и меняется из года в год в зависимости от достижений или провалов последних. Не обходится и без местного протекционизма – ежегодно три-четыре картины представляют родину кино. Также важно соблюдения принципа премьерности: конкурсанты не должны демонстрироваться на других фестивалях или выходить в прокат за пределами страны производства до Каннского кинофестиваля. Однако, в этом году допускались номинанты, выходившие во французский прокат.

Призы фестиваля.

Золотая пальмовая ветвь

Разумеется, на слуху у всех любителей кино сочетание «Золотая пальмовая ветвь». Но фестиваль слишком масштабен, а взгляд его охватывает слишком большое количество кинематографистов, чтобы ограничиваться одной наградой. Поэтому, помимо ветви также имеются:

Основной конкурс:

— Приз за лучшую женскую роль

— Приз за лучшую мужскую роль

— Приз за лучшую режиссуру

— Приз за лучший сценарий

— Спецприз жюри

Другие секции:

— Приз за лучший фильм в «Особом взгляде»

— «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

— Приз «Синефондасьон»

— «Золотая камера» — премия за лучший дебютный полнометражный фильм, представленный в одной из трех программ фестиваля: основной, «Двухнедельнике режиссеров» или «Неделе критики».

В дополнение к вышеописанному существует ряд призов, которые не связаны с дирекцией фестиваля напрямую. Например, приз критиков ФИПРЕССИ или «Квир-Пальма» (за лучший фильм о проблемах сексуальных меньшинств).

Курьезы.

Наиболее известные «неудобности», происходившие в Каннах, связаны с решениями, выносимыми жюри. Все началось еще в далеком 1960-м году, когда приз жюри был присужден ленте «Приключение». В вышедшего на сцену за наградой Микеланджело Антониони из зала полетели помидоры. После этого случая еду, особенно помидоры, в зал проносить запретили, однако, публика всегда могла найти способ выразить свое негодование. В 1987-м году режиссер картины «Под солнцем Сатаны» Морис Пиала вышел на сцену под оглушительный свист зрителей. Тогда он сказал знаменитую фразу: «Вы ненавидите меня? Я вас тоже ненавижу!» В 1991-м году жюри, возглавляемое Романом Полански, присудило сразу три премии фильму братьев Коэн «Бартон Финк». В результате этого решения был принят запрет на вручение одному фильму из списка конкурсантов более двух премий. В 1994-м году Клинт Иствуд отдал главный приз кинофестиваля никому неизвестному режиссеру Квентину Тарантино за ленту «Криминальное чтиво». Недовольство зало разозлило Квентина и тот на эмоциях показал неприличный жест. Решения жюри фестиваля ежегодно беспощадно критикуются. Посмотрим, что ждет киномир в этом году.

Клинт Иствуд

Запрет на селфи.

2017-й год не только принес фестивалю нового президента, но и запрет на селфи на красной дорожке. Решение было встречено неоднозначно, так как прошлый президент, Жаль Жакоб, сам охотно запечатлевал себя для истории. Однако, новая дирекция решила напомнить общественности об этикете, которому подвержен фестиваль. Скорее всего, причины у решения куда более сложные, но малоинтересные рядовому зрителю.

Афиши.

С самого момента создания кинофестиваля особое внимание дирекции всегда было приковано к афишам. Но традиция использовать знаменитые кадры из классики мирового кино или фотографии именитых личностей из мира кино существует лишь последние 13 лет. В период с 1946 по 2005 год лишь дважды для основы каннской афиши использовались кадры из фильмов или фото звезд: в 1992-м году для плаката выбрали фото Марлен Дитрих, а в 1993-м – кадр из фильма Альфреда Хичкока.

Марлен Дитрих

С 2010 года обязательным элементом афиши стал цветовой фон. Одними из самых красивых афиш последнего времени считаются афиша 2007-го, основанная на работе знаменитого фотографа Филиппа Халсмана, и 2013 года, где изображены Пол Ньюман и Джоанна Вудворд. 

Дурная слава

Интересный факт.

Первый фестиваль должен был состояться в сентябре 1939 года. Однако, из-за начавшейся Второй Мировой войны, его пришлось перенести на 1946 год.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button