ИскусстваИстория

Краткая история советского неофициального искусства

22 января в Третьяковской галерее открылась большая выставка одного из признанных мастеров советской живописи Таира Салахова, работавшего на грани официального искусства в период оттепели. В честь этого события «Типичная Москва» вспоминает историю развития советского искусства после Сталина и соцреализма: от «сурового стиля» до поставангардизма и концептуализма.


В. Попков «Строители Братска»
В. Попков «Строители Братска»

После смерти Сталина в искусстве СССР, как и во многих других сферах социальной жизни, наступила «оттепель». Мрачная парадигма соцреализма, казалось бы, навсегда ушла в прошлое, изобразительное искусство при этом получило небывалое развитие: в 1957 году был создан единый Союз Художников СССР и состоялся его первый съезд. Переломным моментом, разделившим творчество на общепризнанное и неофициальное, стала выставка студии «Новая реальность» в Манеже в 1962 году. Н. С. Хрущев посетил выставку и остался крайне недоволен увиденным: лидер КПСС нецензурно ругал художников, заявив, что «советскому народу все это не нужно».

В официальном искусстве этой эпохи преобладает реализм и монументализм. Среди общей разрозненности можно выделить стремление к правдивому и честному изображению жизни, которое выразилось в «суровом стиле», воспевающем энергию и силу трудового народа. Реальность при этом лишена налета романтизма, окружавшем труд при соцреализме, герои полотен – отважные люди, принимающие все тяготы и продолжающие свое дело наперекор им. В таком стиле работали такие художники, как Гелий Коржев, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины.

Г Коржев «Влюбленные»
Г. Коржев «Влюбленные»
А. и П. Смолины «Полярники»
А. и П. Смолины «Полярники»

В среде андеграунда в это время многие художники действовали как самостоятельные творческие единицы. Тем не менее, в качестве основной объединяющей силы можно выделить общее стремление к абстракционизму, формализму и экспрессионизму, что послужило причиной того, что это время также называют «вторым русским авангардом».

Первой организованной группой художников стала уже упомянутая студия «Новая реальность» под руководством Элия Белютина. Он разработал собственную систему обучения, «Теорию всеобщей контактности», согласно которой искусство – высшая форма проявления человеческой личности, на которую способен каждый, поэтому работы, созданные в «Новой реальности» наполнены глубоко личными чувствами и переживаниями, выраженными в форме абстракций. В студии в разное время занимались Вера Преображенская, Люциан Грибков, Тамара Тер-Гевондян, Марлен Шпиндлер. После разгрома Хрущевым выставки в Манеже «Новая реальность» не прекратила работу, а занятия проходили в подмосковном доме в Абрамцево. Там же и устраивались отчетные выставки.

Тамара Тер-Гевондян «Ссора за столом»
Тамара Тер-Гевондян «Ссора за столом»

 

Люциан Грибков «Нарядная девушка»
Люциан Грибков «Нарядная девушка»

Другое громкое событие в истории авангардного искусства, знаменитая «бульдозерная выставка» 1974 года, стало началом существования группы «20 московских художников». Состав группы за время её существования неоднократно менялся, общим же для объединения было выставочное помещение по адресу Малая Грузинская, 28. В «двадцатку» в разное время входили Д. Гордеев, В. Калинин,  В. Скобелев, И. Снегур и многие другие.

Вячеслав Калинин «Чаепитие»
Вячеслав Калинин «Чаепитие»

 

Игорь Снегур «Портрет молодого человека»
Игорь Снегур «Портрет молодого человека»

Помимо художников из «двадцатки», в «бульдозерной выставке» принимали участие представители другого крупного творческого объединения – лианозовской группы, поэты и художники-авангардисты. Как и в случае «20 московских художников», среди лианозовцев не было господствующего стиля и идеологии. Общей чертой их творчества можно назвать широкое использование символов в картинах, повлиявшее на становление московского концептуализма. К художникам лианозовской группы, существовавшей с конца 50-х до начала 70-х годов, относятся Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова.

Оскар Рабин «Композиция с газетой»
Оскар Рабин «Композиция с газетой»

 

Владимир Немухин «Банки. Игра в карты на пляже»
Владимир Немухин «Банки. Игра в карты на пляже»

 

Лидия Мастеркова «Одна, потеряна, забыта»
Лидия Мастеркова «Одна, потеряна, забыта»

Идеи лианозовской группы получили свое развитие в московском концептуализме. Объединение художников, философов и поэтов привело к созданию единого теоретически обоснованного художественного направления. Группа «Коллективные действия» и их акционное искусство, картины и инсталляции Ильи Кабакова, картины Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна – это так называемый «московский романтический концептуализм», литературоцентричная ветвь. Вторая ветвь – аналитическая, известнейшими представителями которой являются основатели соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид.

Соц-арт – своеобразный гибрид поп-арта и соцреализма. Тиражируя штампы коммунистической идеологии, Комар и Меламид создают пародию на узнаваемые визуальные образы советской культуры. В стилистике соц-арта также работали Эрик Булатов, Александр Косолапов, Гриша Брускин.

Илья Кабаков «Праздники»
Илья Кабаков «Праздники»

 

Арт-группа «Коллективные действия». Из поездок за город
Арт-группа «Коллективные действия». Из поездок за город

 

Эрик Булатов «Вход/Входа нет»
Эрик Булатов «Вход/Входа нет»

 

Гриша Брускин «Логии. Часть I»
Гриша Брускин «Логии. Часть I»

Уникальность советского андеграунда в том, что под гнетом идеологии и общественного порицания художники смогли возродить забытые на 30 лет традиции русского авангарда, создав при этом самобытные произведения. Все идеи в дальнейшем получили развитие в московском концептуализме, который в свою очередь заложил основу современного отечественного искусства, оригинального, но в то же время преемственного революционным концепциям авангарда начала XX века.

 

Back to top button