Места Москвы

Мастерская Петра Кончаловского

Мастерская Петра Кончаловского – уникальное место. Почти век в ее стенах творили Михаил и Петр Кончаловские. Расположена она на Большой Садовой 10. До войны художник арендовал мастерскую №38, вернувшись же, перебрался в №40. Сейчас мемориальный музей можно посетить именно по этому адресу.


В 1912 году художник со своей семьей поселились в апартаментах №24, окна которых выходили на Садовое кольцо. Параллельно Кончаловский арендовал мастерскую, в которой большую часть времени он занимался созданием своих шедевров. Однако позже, после Октябрьской революции, Моссовет начал подселять в здание рабочих фабрики «Дукат», формируя коммунальные квартиры. Тогда, в 20-х годах прошлого столетия, семье художника пришлось покинуть родные пенаты и поселиться в мастерской. Там они и прожили почти двадцать лет, пока не получили двухкомнатную квартиру поблизости.

В мастерской Кончаловский написал не только большую часть своих московских пейзажей, но и множество портретов: Веры Дуловой, Карла Цекки, Константина Симонова, Самуила Маршака и многих других. Забавно, но портрет Сталина художник писать отказался. Точнее, написал бы только в том случае, если Иосиф Виссарионович позировал бы ему каждый день, а по фотографиям портреты Петр Петрович не писал – он же реалист.

Большая Садовая 10 была центром художественной жизни столицы – именно в этом здании находились квартиры Василия Сурикова, Михаила Булгакова. Частенько в гости заезжали такие деятели культуры, как Сергей Есенин и Айседора Дункан, Владимир Маяковский и Алексей Толстой. Кроме того, в этой мастерской гений каждый день занимался со своими студентами: художник требовал постоянного внимания к творчеству и был крайне строгим педагогом.

Являясь руководителем художественного клуба авангардистов, Кончаловский регулярно собирал его членов в своих апартаментах. Среди них, например, был и Казимир Малевич.

Что еще крайне интересно – именно эту квартиру называет «нехорошей» Михаил Булгаков в самом известном своем романе «Мастер и Маргарита». Бал Сатаны проходил тут же.

Четыре года назад представители фонда Петра Кончаловского обратились с просьбой к Сергею Собянину – сделать из квартиры №40 мемориальный музей. Тогда помещение было передано музею Булгакова, находящемуся по соседству, для оперативного управления. С этими вопросами и проблемами немало помощи оказал фонду председатель Московского Союза Художников Виктор Глухов.

Три года назад музей официально начал свою работу. На церемонии открытия присутствовали генеральный директор Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский и, конечно, внуки великого художника – Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

«Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти. Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным» — сказал во время открытия музея Никита Михалков.

В распоряжении музея находятся предметы быта, принадлежавшие семье художника, его рисунки и наброски, мебель, архивные документы и фотографии. Там же стоит верстак, которым художник часто пользовался. Старые ноты, этюдники, мастихины и кисти также хранятся на полках музея. Многие предметы личного пользования Кончаловского музею заботливо передали Михаил Тихонов и Елена Утенкова-Тихонова, творившие в этих стенах до передачи помещения музею.

В 2019 году мастерскую ждут грандиозные обновления. Фонд основательно взялся за работу: они планируют полностью восстановить исходные интерьеры помещения и вернуть световые потолки. Помимо этого, квартиру оборудуют самой передовой системой клмат-контроля: для сохранения подлинников в хорошем состоянии необходим строгий температурный режим. В связи с этим экспозиция музея пополнится оригиналами живописи и графических работ художника, кропотливо собранных из музеев и частных рук.

Кроме того, восстановит свою работу и школа живописи, работавшая при музее с 2016 года, в которой будут проходить мастер-классы и лекции на тему истории искусств.

Автор: Елизавета Вечерова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button