Большой Зал знаменитой Московской Консерватории им.П.И.Чайковского 22 февраля был окутан загадочным предвкушением грядущего концерта. В камерной атмосфере между колоннами и бюстами выдающихся композиторов (к ряду которых совсем недавно присоединился Яков Флиер) изысканная публика, переговариваясь исключительно шепотом, ожидала начала Вечера Фортепианной музыки Сергея Рахманинова.

 

Наша многострадальная, но великая страна знает немало реформаторов. Начиная со времен крестившего языческую Русь Владимира, продолжая европеизацией Петра I и заканчивая современными преобразованиями, русский народ не успевает следить за господствующими ныне тенденциями. Культурная сфера никогда не держалась особняком и вносила значительную лепту в изменение окружающей действительности. Так, когда-то с легкой руки Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова кардинально поменялся взгляд на систему стихосложения, а Пушкин завершил начатое ими реформирование русского языка. Перенеся же фокус внимания на 20-ый век, одним из первых новаторов по праву можно считать Сергея Васильевича Рахманинова.

Пианист, чье имя знакомо даже людям, далеким от мира музыки, действительно, оказал огромное влияние на модернизацию фортепианного звучания.  Расцвет его таланта пришелся на начало века, именуемого «серебряным», и на период первой русской революции одновременно. Данный синтез обновления искусства и перестройки общественной жизни привел к тому, что ключевыми мотивами произведений Рахманинова, как и творчества поэтов-символистов той эпохи, явились «катастрофа», «апокалипсис», «судьба России».

Одним из основных вкладов Сергея Васильевича в историю русской музыки стало объединение традиций московской и петербургской композиторских школ, в результате чего им был создан свой собственный, оригинальный стиль исполнения. А известные всему миру Фортепианные концерты Рахманинова являлись визитной карточкой пианиста.

То, что имя композитора продолжает жить, почитаться и находить всё новых слушателей и продолжателей, подтверждает и наличие в Париже русской консерватории, названной в его честь.  Её ректор и Председатель Российского музыкального общества в Париже Граф Пётр Петрович Шереметев также находился на концерте 22 февраля и обратился к зрителям с приветственным словом. Было радостно услышать не только благодарность за бережное хранение такого национального достояния как творчество Сергея Рахманинова, но и узнать, что средства, вырученные от продажи билетов на Вечер фортепианной музыки, пойдут на благоустройство Парижской консерватории. Чтобы и европейская публика смогла должным образом оценить мощь таланта русского композитора с мировым именем.

Программа Вечера включала в себя два отделения, а каждое из них, в свою очередь, было представлено двумя исполнителями.  Лауреат международных конкурсов и доцент Консерватории Сергей Главатских начал концерт с эмоционального и профессионального воспроизведения сочинений Рахманинова. Он подарил зрителям Две прелюдии, соч.23, Серенаду, соч.3 №5, Музыкальный момент ми минор, соч.16 №4, Прелюдию, соч.2, Этюд-картину ми-бемоль минор, соч.39 № 5, Вокализ, соч.34 №14 /транскрипция Т.Шигеты/.

Заслуженная артистка России, профессор Ирина Плотникова была встречена бурными овациями, любовью и признательностью зала, в котором, несомненно, находились и ученики, и поклонники, и коллеги музыканта. В её исполнении мы услышали чувственные мелодии Сонаты №1 ре минор, соч.28 Allegro moderato, Lento, Allegro molto.

Второе отделение открыл лауреат международных конкурсов, доцент  Сергей Кудряков. Клавиши под руководством его пальцев рождали нежные, уравновешенные, но мощные и живые звуки Вариаций на тему Корелли, соч.42.  Тринадцать прелюдий, соч.32, за каждую из которых зал громко благодарил исполнителя, талантливо преподнес публике профессор Максим Филиппов.

Лучшие из лучших на языке музыки показали слушателям удивительный мир образов, аллюзий и мифов. Достаточно было едва оглянуться по сторонам, чтобы убедиться, с каким наслаждением, сосредоточием и умиротворением погружаются люди в вальс звуков. Не это ли служит главным доказательством силы дара композитора?

О том, какое впечатление произвел концерт на гостей и что запомнилось наиболее ярко, мы узнали у двух очаровательных девушек ­– читательниц нашего журнала. Ирина Ляпина поделилась с нами, что весь вечер воспринимался ею как одно целое, звучание единой композиции. И хотя без подготовки слушать классическую музыку довольно сложно,  Вариации на тему Корелли проникли в её душу наиболее глубоко. Татьяна Сенькина кроме профессионального исполнения шедевров музыкальной классики и пролетевшей на одном дыхании игры Сергея Кудрякова отметила интеллигентную публику, оформление сцены гирляндой живых цветов и общую сказочную обстановку в Зале. Обе девушки восторженно отозвались о выступлении Графа Шереметева и пообещали, что непременно придут в Консерваторию снова.

Язык жив, пока остается на свете хотя бы один говорящий на нем человек. Деятель искусства, творец жив до того момента, пока память о нем хранят потомки, пока произведения его способны по-прежнему волновать душу. Так пусть же рождает отечественная и зарубежная земля как можно больше музыкально способных людей, которые пронесут гений Рахманинова далеко вперед и укоренят его славу.