ИскусстваСюжеты

Мода на краткость

Поздравлять аудиторию с Днем Святого Валентина подборкой скриншотов из советских фильмов о любви, «слизывать» идею у дизайнеров умершей республики или публиковать вариации вывесок баров в вечер пятницы? Все эти шалости свойственны пабликам «С красной строки», «Советский леттеринг» и отчасти «Тогда».

День Святого Валентина
Поздравление с Днем Святого Валентина от паблика Вконтакте «С красной строки».

Что же их, собственно, объединяет? Направленность на краткость, советизм, символизм? Бесспорно. А также дикая популярность у читателей. Сейчас мы попробуем разобраться, какие факторы послужили историческому «краткость – сестра таланта».

Говоря о «начинках» пабликов по отдельности, надо отметить разносторонность материала у «С красной строки», единый стиль «Советского леттеринга» и уникальность «Тогда». Разберем детальнее каждый.

Контент первого заключается в дифференциации аудио, фото и текстовых материалов. Устав читать выдержку из исторического документа, можно прослушать советский романс, а после и вовсе перейти к основной рубрике группы – скриншотам из старых фильмов, рекламы, постеров. Мои любимые: «А что, если это любовь?», «Попробуй на минуточку отвлечься, мой мальчик» и «Плюнь на него. Ты девочка что надо. Едем в бар», помимо «странная женщина», «первый раз в большом городе» и «беспредел». Картинки нередко спасали меня и продолжают это делать в периоды кризиса времени, сил и вдохновения.

gV5KVwqCSuk

 

В это время «Советский леттеринг» салютует традиционному игривому курсиву и другим четким шрифтам на книгах, зданиях, консервах – словом, на всех плоскостях, где сохранилась советская пыль. Организованный паблик с хэш-тегами, указывающими «СЛ_ *место надписи*», и админом, высылающим имоджи енота на мои вопросы.

Untitled

В поддержку немногословности выступил и основатель паблика «Тогда», проигнорировав моё профессиональное любопытство к его детищу. Старательный, постоянно обновляющийся контент с передозом уникальных исторических фотографий с датой, подписями, редким присутствием скриншотов и символичных фраз (но, всё же, присутствием). Один из последних визитов символизма: « А теперь посмотрим, что у вас на сердце!»  «Тогда» угадали лирическое настроение, но на сердце ничего не было, и сердца не было – украли».

1cObxAmdDT4

ZGQ_ibfF-Fgкраткость

 

 

Поверхностно:краткость
— лентяй, уставший, потерявший вдохновение, может черпать вербальные ответы для своих дотошных друзей, любовников и муз именно отсюда (стикеры «Тогда» — интертитры доступны для скачивания в Telegram);

— в минуты размышлений разбавлять свое «ничего» чужим «всем»: распутывать фразы, думать о значении или нескольких, искать исторические цепочки.

 

краткостьГлубинно:
— в двух фразах может быть сосредоточена мысль текста на 2000 знаков, который не пользуется популярностью лайков в наше время, но богат на репосты. Те, кто пишут глубоко обдуманные статьи, не ощущают конкурентости. Продвигать свои материалы, не длиной знаков, в союзе с мыслью, но протяженностью мысли, в тандеме с краткостью, куда более креативно и интригующе;
— по данным Buzzsumо наличие в посте хотя бы одной картинки повышает количество репостов почти в два раза. Материал перечислинных контентов как раз заключается в изображении;

— в конце концов, это тет-а-тет с историей. Подобный символизм уникален своей неоднозначностью взглядов: прошлый спорит с настоящим. Триптих борьбы, итог которого не определен шаблоном.

Глубинно это подтверждает и мини-интервью с  Ассой Новиковой специально для нашего проекта:

Асса Новикова

киновед и основатель паблика «С красной строки»

Unknown

— Связаны ли посты в вашей группе с вашим настроением?

Посты в группе связаны не только с моим настроением, но с моим мировоззрением и творческими планами. Это, по сути, такой публичный рабочий стол, где я выкладываю то, что меня сейчас волнует. Цитаты из прочитанных книжек, кадры из просмотренных фильмов. То, что потом может войти в заметку или лекцию. Конечный продукт, все-таки, текст, я человек литературный. Но длинную статью про Дзигу Вертова еще не всякий будет читать, а его веселую цитату или скриншот легко полайкать, узнать в ней себя. Для меня лучшая награда, когда какой-нибудь мальчик делает репост записи про Мейерхольда и пишет: «Прикольный чувак был, по ходу».

— Какие альтернативы были «красной строке», когда выбирали название?

Сейчас уже трудно вспомнить какие были варианты. Сразу появилась мысль, что название такого паблика должно иметь отсылку к красному цвету. Не только как красный –значит коммунистический. Но красный –как самый важный, то, что выделяешь специальным образом. Когда родилось это название, я проверила его в поиске. Оказалось, что такой паблик уже существует. Но я все равно его использовала. И мой паблик оказался популярнее (в той группе состоит сейчас около 200 человек).

— Как объяснить увеличившуюся тенденцию на советизм и краткость у аудитории?

Сейчас в обществе сильны ностальгические настроения по поводу советского прошлого. Миф о советском предлагает нам лучший вариант нас самих. Как будто это были те же самые мы, только добрее, только деревья были большие, и мороженое стоило пять копеек. С одной стороны, я понимаю притягательность этого образа. Сейчас, когда все стали такими прагматичными и лишились наивных иллюзий, нам очень импонирует эти образы простых, честных и добрых людей, которые транслирует музыка, кино и книги того времени. Но мне не хочется, чтобы это воспринималось как какая–то сусальная картина. Для меня тут две точки притяжения: искусство двадцатых годов, как самое большое счастье, которое было у моей страны в XX веке, и репрессии тридцатых (и других) годов, как ее самая большая трагедия. И эти два аспекта мне хочется бесконечно изучать.

Комментарий Гасана Гусейнова, доктора филологических наук, профессора НИУ ВШЭ:

Гасан Гусейнов

«Конечно, явление избыточной краткости в современной коммуникации и в художественных практиках присутствует. Причин много — занятость людей, урывчатое общение с гаджетом, на котором набивается очередной статус, политическая фрустрация, экономический кризис. Можно сказать, что паблик как жанр и возник как детище «статусиков», коротких справок и — нежелания попасть впросак. Хорошего во всем этот ровно столько же, сколько плохого. Плохое и так понятно: прецедентные тексты снова вливаются в повседневную речевую практику, но уже почти без своего исторического смысла. Это началось сразу после падения совка, потому что подоспела современная техника омолаживания старых документов, и теперь ни одну цитату из Сталина, Ленина или Гитлера уже невозможно забыть или куда-нибудь закопать. И этот вторичный продукт накрыл людей, совершенно к такому повороту событий не приспособленных. Хорошее тут тоже есть: как только у людей появится желание создавать собственный мир, им захочется из этого карточного домика цитат выбраться на волю. Захочется творить свой язык. Кто-то это определенно и делает, просто отрезок сейчас — другой, сейчас — эпоха переработки отходов чужой культуры — политической, художественной. Она по-своему прекрасна, потому что поражает разнообразием. Искать в этом разнообразии почки нового — очень интересно».

Таким образом, редакция «ТМ» убедилась, что на подобные паблики Вконтакте тратить время можно и нужно.

GcRTYqKhcyg

Back to top button