ИнфраструктураНовости Москвы

Что будет с московским монорельсом?

Экскурс в историю монорельса и проекты реконструкции.

Недавно в соцсетях появились слухи о закрытии монорельса на северо-западе столицы. Московский метрополитен вскоре опроверг эту информацию, но она успела послужить поводом для возобновления общественной дискуссии вокруг наболевшей проблемы. Вопрос о судьбе монорельса не сходит с городской и районной повестки с тех пор, как в 2017 году ветка перестала работать в транспортном режиме: часы работы сократились, а поезда стали ходить раз в полчаса. Продолжается обсуждение разных вариантов — от сноса и полной реконструкции до превращения в трамвай или парк наподобие нью-йоркского «Хай-Лайна», — но окончательное решение власти всё ещё не приняли.

Краткая история монорельса в России.

Идея создания монорельса занимала умы инженеров с конца XVIII века, когда в фарватере  индустриализации началось масштабное строительство железных дорог. Первая в мире однорельсовая дорога, известная как “Дорога на столбах”, была построена в Подмосковье в 1820 году по проекту русского изобретателя Ивана Эльманова. Конструкция представляла собой продольный брус, по которому катились вагонетки, а движущую силу по старинке обеспечивали тягловые лошади. 

Монорельс конструкции Ивана Эльманова
Монорельс конструкции Ивана Эльманова

 

Первый электрифицированный российский монорельс заработал в 1899 году в Гатчине. Строительство первого промышленного монорельса в России — Красноярской ж/д —  было завершено к концу 1920-х, однако уже через 6 лет дорога износилась и стала непригодной для использования. Идея постройки пассажирского монорельса в Москве возникла ещё в начале 30-х, но до самого падения советской власти так и оставалась на бумаге.

Подвесной электрический монорельс в Гатчине
Подвесной монорельс в Гатчине

В новейшей истории России попытки строительства монорельса в столице возобновились только в конце 90-х. 2 сентября 1998 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке концепции первого участка московской монорельсовой дороги. К началу 2000 года был закуплен подвижной состав швейцарской фирмы Intamin, а на базе Московского института теплотехники построили испытательный комплекс. С наступлением холодов вагоны Intamin обнаружили свою непригодность: на обледеневших балках они буксовали. Вагоны, которые используются на монорельсе сейчас, уникальны, и новые такие нельзя ни произвести, ни закупить. Некоторые приходится разбирать, чтобы заменить запчасти на других. 

20 ноября 2004 года Лужков торжественно открыл монорельс. Суммарная стоимость проекта составила 6,3 млрд рублей — дороже не только трамвайных путей, но и лёгкого метро. К тому же, на его эксплуатацию правительство Москвы ежегодно тратит около около миллиарда рублей. До 2008 года монорельс работал в экскурсионном режиме: с 10 до 16 часов с получасовым интервалом. Потом его перевели в транспортный режим, но в качестве полноценного транспорта ветка не проработала и десяти лет: вскоре после открытия МЦК и нескольких новых станций салатовой линии метро часы работы монорельса вновь сократили, а интервалы движения поездов увеличили. 

Изначально монорельс от Тимирязевской до ВДНХ предназначался для перевозки посетителей выставки «Экспо-2010», на проведение которой претендовала Москва. В итоге выставка прошла в Шанхае, но от проекта решили не отказываться, поскольку эта ветка должна была соединить Бутырский и Останкинский районы, отрезанные друг друга железнодорожным полотном. По этой причине монорельс имеет принципиальное значение для местных жителей, которые в большинстве своём выступают против его демонтажа.

Проекты реконструкции московского монорельса

Московские власти каждый год обещают принять решение насчёт монорельса, но до сих пор его дальнейшая судьба остаётся неизвестной. Заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин уверяет граждан, что сносить эстакаду не будут. В 2017 году власти сообщили о решении переоборудовать монорельс в трамвай и продлить ветку до трамвайной линии, проходящей по улице Костякова (для этого пришлось бы построить мост над Дмитровским шоссе), но впоследствии передумали.

Ещё один вариант решения предложило московское бюро Wowhaus, которое разрабатывало проекты обновлённого парка Горького, Крымской набережной, «Стрелки», Красногвардейских прудов и других общественных пространств. На его сайте опубликован концепт создания на опорах монорельса пешеходного пути с кафе, оранжереями и даже бассейнами. Проект Wowhaus тоже подразумевает запуск трамвая, но помимо этого предлагается создать новую точку притяжения городского масштаба, где москвичи смогут отдыхать и заниматься спортом.

Проект пока не обсуждался ни с властями, ни с местными жителями — он был реакцией архитекторов на перевод монорельса в экскурсионный режим. Однако разработчики отмечают, что предложенная концепция может стать поводом для диалога и дальнейшей работы.

Back to top button