КиноКультура

Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»

В Москве съемки проходят круглый год: Москва-сити, Кремль, Храм Василия Блаженного давно стали киновизитами столицы. Нередко в объективе операторов оказываются московские музеи и парки.

О некоторых фильмах, связанных с московскими парками и музеями — в материале МОСГОРТУРа.

«Берегись автомобиля»

(1966), режиссер Эльдар Рязанов, Музей Москвы

«Берегись автомобиля» сразу после премьеры в 1966 году стал народным хитом у граждан СССР -фильм посмотрели более 30 миллионов зрителей. Но культовая лента Эльдара Рязанова могла и не увидеть свет – сценарий не понравился советским чиновникам, которые решили «законсервировать» картину. Одной из причин для этого стало опасение властей, которое в разговоре с режиссером высказал председатель Госкино Алексей Романов. Он считал, что советские граждане вдохновятся примером главного героя и начнут угонять друг у друга машины. Тогда Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский решили выпустить сценарий в формате повести. После многочисленных положительных отзывов на рукопись, картину все-таки решили снять.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»

«Здравствуй, Люба. Я вернулся», — говорит в самом конце фильма главный герой фильма Юрий Деточкин, когда воссоединяется со своей возлюбленной. На заднем плане в этот момент виднеются здания Провиантских складов, которые в 2009 году вошли в состав «Музея Москвы».

«Здравствуйте, я ваша тетя!»

(1975), режиссер Виктор Титов, Музей-усадьба «Кусково»

В основу сценария этого фильма легла пьеса английского писателя Брэндона Томаса «Тетка Чарли». Сам сюжет попал в СССР благодаря трофейному послевоенному фильму «Тетка Чарлея», снятому по этому произведению.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»

Фасад Голландского домика, входящего в архитектурный ансамбль усадьбы «Кусково», появляется на вступительных титрах картины. Именно там, по сюжету, поселился персонаж Михаила Козакова полковник Френсис Чесней. Но именно внутри Голландского домика никаких съемок не было — киногруппу туда не пустили, побоявшись повреждений архитектурного памятника.

«Сталкер»

(1979), режиссер Андрей Тарковский, Государственный Дарвиновский музей

Большая часть съемок легендарного фильма Андрея Тарковского «Сталкер», снятого по произведению братьев Стругацких, проходила в Эстонии. Там съемочная группа смогла найти пейзаж, идеально соответствующий пост-апокалиптической атмосфере картины – заброшенная электростанция, рядом с которой была «мертвая» речка, пострадавшая когда-то из-за выбросов местного целлюлозно-бумажного комбината.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»                                                      1024x744

Часть сцен была сняли в павильонах «Мосфильма», часть — недалеко от Ленинграда. А финальная сцена из «Сталкера» снималась там, где сегодня разбит московский Академический парк — в 1970-е годы на его месте был овраг. На территории этого парка установлены несколько скульптур динозавров Дарвиновского музея, который находится неподалеку.

«Графиня Шереметева»

(1994), режиссер Тамара Павлюченко, Московский музей-усадьба «Останкино», Музей-усадьба «Кусково»

На территории современной Москвы сохранилось множество дворянских усадеб. Сегодня эти места часто становятся главными площадками для съемок исторических фильмов и сериалов.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»

Усадьбы «Кусково» и «Останкино» хранят воспоминания о своих прежних владельцах — семье Шереметевых. Фильм «Графиня Шереметева», вышедший в 1994 году, практически полностью был снят на территории этих двух усадеб. Картина рассказывает о Прасковье Ивановне Жемчуговой, актрисе крепостного театра дворян Шереметевых. В центре сюжета – история любви графского наследника и артистки.

«Зеркало»

(1974), режиссер Андрей Тарковский, Музей-усадьба «Коломенское»

Другой культовый фильм Андрея Тарковского «Зеркало» частично снимался в Коломенском. Режиссер для одной из сцен долго искал подходящую натуру – он разыскивал место, напоминавшее ему о детстве. В конце концов выбор пал на Коломенское – берег Москвы-реки показался Тарковскому похожим на берег Волги, который он видел, когда они с семьей жили в эвакуации недалеко от Юрьевца.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»                                                              1024x709

Режиссер, известный отсылками к другим произведениями мировой культуры, и в этой ленте не изменил себе. Композиция кадра и цветовая гамма сцены, снятой в зимнем Коломенском — оммаж картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего, одного из любимых художников Тарковского.   

«Москва слезам не верит»

(1979), режиссер Владимир Меньшов, Воронцовский парк

Скажем сразу, на кадрах этого фильма Воронцовский парк не появился, но то, как о нем отзывался один из главных героев, сделало этому месту, наверное, самую лучшую рекламу.

Первое прочтение сценария «Москва слезам не верит» не произвело сильного впечатления на режиссера Владимира Меньшова. К тому же несколько актеров, приглашенных на пробы, отказались от съемок в очередной «слезливой» мелодраме. Однако после выхода на экраны, фильм стал лидером советского кинопроката — его посмотрели более 90 миллионов человек. Кроме того, картина Владимира Меньшова стала третьей советской лентой, получившей премию Оскар.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»

По сюжету Гога, персонаж Алексея Баталова, жил на проспекте Вернадского. Недалеко оттуда и находится Воронцовский парк. Гога упоминает его в знаменитой сцене знакомства главных героев. Он красочно описывает это место: «Там березки. Так хорошо, сядешь в тени… Хлеб посыпаешь зеленым лучком, а сверху балтийскую килечку… У меня есть приятель, он язвенник, ему вообще ничего нельзя. Он приходит посмотреть, просто порадоваться за нас, понимаете?»

«Подсолнухи»

(1970), режиссер Витторио де Сика, Музей-заповедник «Коломенское»

В Москве создавали свои фильмы не только советские классики, но и прославленные мэтры зарубежного кинематографа, например, родоначальник итальянского неореализма Витторио де Сика. Одну из сцен своей картины «Подсолнухи» он снимал в Коломенском — в кадр попал Храм Казанской иконы Божией Матери. Главные роли в фильме исполнили иконы итальянского кинематографа Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»                                             1024x501

Картина посвящена актуальной для итальянского народа проблеме – невозвращение итальянских солдат, воевавших на стороне Муссолини, из лагерей СССР после Второй мировой войны. Родственники военнопленных не знали о судьбах своих мужей, отцов, сыновей, братьев и отправляли многочисленные запросы в СССР, но получали лишь отписки о том, что советская сторона не располагает сведениями. По сюжету, главная героиня Джованна теряет во время войны своего возлюбленного Антонио. Она не смиряется с его гибелью и отправляется на поиски в Советский Союз.

«Мы из джаза»

(1983), режиссер Карен Шахназаров, Музей-заповедник «Царицыно»

Изначальной задумкой режиссера Карена Шахназарова и сценариста Александра Бородянского было снять фильм о молодости легендарного советского артиста Леонида Утесова и его работе в джаз-бенде, но после того, как сам певец отказался консультировать создателей, сценарий решили изменить. Прототипом главного героя, Кости Иванова, стал советский музыкант Александр Варламов — один из пионеров джаза в СССР.

Музеи в кадре Музеи в кадре: «Мы из джаза», «Сталкер», «Берегись автомобиля»                                               1024x739

Съемки фильма проходили в Москве и Одессе. Несколько сцен из этой картины были сняты в Царицыно. По сюжету главные герои не смогли оплатить гостиницу и поселились в полузаброшенной постройке — ее «сыграл» царицынский павильон «Нерастанкино».

Теги
Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: