ИнтервьюТеатрФото и видео

Опера – это моя жизнь, которую мне запрещали

Александра Дурсенева, солистка Большого театра и заслуженная артистка России

Одним снежным вечером состоялся наш душевный разговор в арт-пространстве «Отокомае» с солисткой Большого театра и заслуженной артисткой России – Александрой Дурсеневой. Александра – обладательница глубокого, выразительного меццо-сопрано, в ее репертуаре партии от Ратмира в «Руслане и Людмиле» Глинки до «Кармен» из оперы Жоржа Бизе.

В разговоре мы затронули ноябрьский концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik», который состоялся в театральном зале Дома музыки. Инициатором проекта стала Александра, всей душой влюбившаяся в мелодии немецкого композитора. Несмотря на то, что зонги Курта Вайля в России звучат редко, его творчество плотно проникло в ткань современной музыкальной культуры.

А также в интервью артистка рассказала о трудностях своей профессии; поделилась воспоминаниями, почему родители были против оперной мечты; отметила, что одного голоса недостаточно для успеха. Кроме этого Александра дала совет тем, кто идет на оперу впервые.


Читала биографию на вашем сайте как книгу, настолько у вас насыщенная творческая жизнь. Но биография – это сухое перечисление фактов. Скажите, что на самом деле скрывается за словосочетанием «солистка Большого театра»?

«Ты — элита, ты — в числе избранных» – вот, что скрывается. С детства я много времени проводила в Харьковском оперном театре и влюбилась в сцену. Так хотела трудиться в творческой атмосфере, что была готова работать в театре даже уборщицей.

В какой-то момент я поняла, что не могу без пения и поступила учиться в консерваторию вопреки желанию моей мамы — Народной артистки Украины Любови Поповой.

А после обучения трудилась в родном оперном театре. На XV-ом конкурсе им. Глинки я получила престижную премию. Меня заметили и стали звать в Большой театр.

Фото из архива Александры Дурсеневой
Фото из архива Александры Дурсеневой

Я не хотела ехать в Москву, так как на Украине у меня был и дом, и работа в театре, и родители, и личная жизнь. Но мой низкий голос – практически контральто – был очень нужен Большому театру, потому что по традиции каждый сезон открывался оперой Глинки «Иван Сусанин», а петь партию Вани было некому… В итоге, я решилась на переезд и пришла в Большой, где меня приняли как в дом родной.

Многие считают профессию певицы несерьезной. Почему вы выбрали именно эту сферу? Сталкивались ли вы с непониманием других?

Я сталкивалась с непониманием родителей. Они переживали за меня, боясь, что я не смогу состояться как певица.

Мама считала, что я слишком высокого роста, что у меня нет стоящих данных для сцены, поэтому я параллельно осваивала разные профессии: секретаря-машинистки, швеи-мотористки, водителя, учителя биологии и химии, учителя музыки, медсестры запаса. Всё и не вспомнить.

Певец – это человек, который не может не петь, как и художник, который не может не рисовать. Опера — это моя жизнь, которую мне запрещали. Я выросла в творческой атмосфере и для меня опера – воздух.

Оперное пение – удел избранных или любой человек с голосом может его освоить?

Фото из архива Александры Дурсеневой
Фото из архива Александры Дурсеневой

Голос – хоть это и основное, но не главное для оперного певца, он на седьмом или восьмом месте среди необходимых талантов. Да, голосом нужно много лет усердно заниматься с педагогами и неясно, приведет ли это тебя к успешной карьере. Кроме того, мы поем всем телом, а оно меняется на протяжении жизни, вместе с телом меняется и голос. Мастерства не достигнуть без ремесла, мы учимся бесконечно.

Помимо мастерства, таланта, знаний теории важен энтузиазм и стойкость. Высот достигает только тот, кто не сидит на месте.

Знаете, что говорила моя мама: «Саша, в соседнем кишлаке у осла тоже большой и громкий голос. Только кому он нужен?»

Скажите, сталкивались ли вы с конкуренцией?

Каждый считает себя хорошим певцом, который достоин главных ролей; здоровая конкуренция способствует только движению вперед. Слабый человек не выдерживает.

Я только сейчас осознаю, почему моя мама была против оперной карьеры: она знала, как это сложно. Ведь всё зависит от того, нравишься ли ты режиссёру, дирижёру, директору, партнеру, умеешь ли ты за себя постоять и многое другое. Могу с уверенностью сказать, что я удачлива, потому что достигла в карьере того, о чем и не мечтала. Сейчас я наслаждаюсь своей работой.

Интересно узнать, как проходит рабочий день оперной певицы. К примеру, 15 ноября состоялся концерт в Доме музыки «Курт Вайль: Kabarett Musik». Как шла подготовка?

Знаете, мы постоянно преодолеваем какие-то препятствия. Работая живым голосом (что не так просто, как кажется), боремся с простудами, исключаем запрещённую перед пением пищу (например, орехи, виноград, алкоголь). Когда ты на сцене, то решаешь сразу много задач: ты взаимодействуешь с дирижером, партнерами, бывают часто непредвиденные ситуации, из них надо уметь выкручиваться незаметно для зрителей.

Однажды у меня уезжало кресло со сцены в оркестровую яму. Помню, как пела и держала это кресло ногой. Нестандартные ситуации – неотделимая часть творческого процесса.

Что касается подготовки проекта о Курте Вайле, то трудностей тоже было немало, так как собрался совершенно необычный ансамбль музыкантов, соответствующий этому стилю музыки. Отдельно хочу поблагодарить Андрея Березина. Именно он подобрал звёздную команду, написал аранжировки.

Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева
Концерт «Курт Вайль: Kabarett Musik» в Доме музыки 15 ноября 2020 года. Фото: Елена Балакирева

    Медленно, но верно у нас случилось прорастание. Это была тонкая работа. Здесь мне очень помог мой педагогический опыт. Мы научились слышать и уважать просьбы друг друга. Важно то, что каждый в проекте болеет Куртом Вайлем. Иначе ничего бы не сложилось.

    За последние годы вы сделали много концертов, посвященных разным композиторам-классикам. Почему на этот раз выбор пал именно на Курта Вайля? Чем он вас «зацепил»?

    Всё началось с того, что Таня Павловская, моя подруга, однажды пришла и говорит, мол нашла материал. «Это твое!» — твердила она и передала мне ноты. Я попробовала их поиграть — и не могла оторваться.  Казалось бы, простые ноты, но они складываются в такую потрясающую гармонию…

    Меня страшно завели эти вещи. У меня оперный голос и как получается петь песни-зонги Вайля – я сама не понимаю.

    Я была на ноябрьском концерте «Курт Вайль: Kabarett Musik». Действо получилось динамичным, эмоциональным, ощущалось полное согласие между музыкантами и артистами. А вы будто растворялись в музыке – настолько уверенно вы выглядели.

    Фото из архива Александры Дурсеневой
    Фото из архива Александры Дурсеневой

    Уверенности мне придает четкое знание того, что я делаю. И здесь важную роль играет режиссер, работа которого не видна, но от этого не менее колоссальна. С Михаилом Елисеевым мы смогли сделать из концерта настоящее театрализованное действо с атмосферой 20-х годов при минимальных декорациях.

    И конечно опорой на сцене были мои партнеры Василий Ефимов и Дэниел Медведев, а также незаменимые музыканты «Кurt Weill Orchestra» в составе: Александр Барклянский [скрипка], Андрей Березин [виолончель], Александр Павлов [контрабас], Евгений Варавко [кларнет], Сергей Осокин [аккордеон], Надежда Котнова [фортепьяно].

    Скажите, есть ли у вас ритуал, который помогает настроиться перед выходом на сцену?

    Сутки перед любым выступлением я должна побыть с собой наедине, от всех и всего отстраниться. Готовлюсь так: глажу концертные платья, подбираю украшения, складываю необходимое для концерта, и каким-то образом в голове тоже наводится порядок. Иногда находятся совершенно новые решения уже, казалось бы, отрепетированных произведений, созревает новая форма – и я готова к выходу на сцену.

    Есть ли у вас оперная мечта?

    Я уже столько лет на сцене, что все главные свои юношеские мечты исполнила, а что не исполнила – то спела в концертах. Однако наша жизнь идет дальше: сейчас возникает много новых предложений, и я с удовольствием погружаюсь в мир современной музыки.

    Можете дать совет: как правильно слушать оперу? 

    Оперу нужно и важно слушать душой. Есть великая магия живого голоса. Слова и их содержание в опере все же не главное, их можно узнать из либретто.
    Важно почувствовать, проникнуться, влиться в поток музыки. Для этого даже не обязательно быть музыкантом, просто надо открыться для восприятия великого мира живой оперы!

     

    Яна Емельянова

    Магистр культурологии, арт-журналист. Приглашения и предложения высылать на почту: yan.emelyan2017@yandex.ru
    Back to top button