Архитектура

Реконструкция Пушкинского музея: запутанная история

К 2026 году ГМИИ имени А.С. Пушкина наконец превратится в целый Музейный квартал. Помимо новых музеев и выставочных площадок в составе комплекса откроется депозитарно-реставрационный центр, где можно будет посмотреть на работу реставраторов и увидеть хранилище невыставленных экспонатов музея. Рассказываем о непростой истории реконструкции и о том, чем нас собирается удивить обновленный Пушкинский музей.


О расширении и реконструкции Пушкинского музея говорят еще с 2000-х годов. Еще бы. В запасниках у музея огромное количество невыставленных экспонатов, сейчас посетителям доступно лишь 10% от всего, что там хранится. На протяжении нескольких лет менялись архитекторы и концепции будущего здания, а в 2014 архитектурное бюро Юрия Григоряна «Меганом» выиграло конкурс на разработку новой концепции музея, и в том же году начались работы.

Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (именно так он назывался изначально, знакомое нам всем название он получил только в 1932, а имя А. С. Пушкина было присвоено ему в 1937 в честь 100-летия со дня смерти поэта – прим. автора) был открыт в 1912 году историком, философом и искусствоведом Иваном Владимировичем Цветаевым. Изначально он задумывался своим создателем как большой музейный комплекс. С 1961 в собственность музея стали переходить близлежащие здания и постройки. Первым к музею перешел особняк В. А. Глебовой в Колымажном переулке, сейчас там находится Дом графики. На данный момент в состав Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина входят 29 зданий и построек.

Новый проект музея от бюро «Меганом» под названием «Ризосфера» как раз призван объединить все 29 зданий, относящихся к Пушкинскому музею, с сохранением памятников архитектуры и минимальными изменениями в фасадах зданий.

Реконструкция проходит в два этапа: с 2014 по 2022 идут работы по переоборудованию отдельных построек, относящихся к музею, а именно усадьба Голицыных будет переделана под галерею импрессионистов и постимпрессионистов, усадьба Вяземских-Долгоруковых превратится в галерею искусства старых мастеров, а в доходном доме Стулова расположится научно-информационный центр, который будет называться Дом текста. Также за это время планируется построить депозитарно-реставрационный и выставочный центр. А с 2021 по 2025 закроют главное строение, так как в нем предстоит сделать самые глобальные изменения, по сути, от прежнего здания ГМИИ им. А.С. Пушкина останется лишь исторический фасад, а внутренние помещения будут полностью переделаны: заменят окна, стены. Также хотят настроить систему климат-контроля.

Площадь главного здания планируется увеличить до 25 998 кв. м, а площадь всего музейного комплекса Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина увеличится больше, чем в два раза с 49 тысяч – до 105 тысяч кв. м. Ожидается, что число посетителей Музейного городка возрастет с 1,3 до 3 млн. человек в год.

А строит кто?

Как принималось решение, кто будет заниматься таким масштабным проектом  — это отдельная история.

Началось все даже не в 2014 году, а еще раньше. В начале 2000-х появилась идея расширить музей к его 100-летнему юбилею. В 2006 году свой проект реконструкции представил британский архитектор Норман Фостер. В 2008 году вышло постановление об объединении главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и нескольких построек в единый музейный городок, а в 2009 году началась борьба между архитектурными бюро за право проектировать новый музей.

Неудивительно, что победу одержал именно Фостер, который на тот момент работал совместно с Сергеем Ткаченко, руководителем «Моспроекта-5». Согласно их предложению, музейный квартал на базе Пушкинского музея должен был объединить отдельные здания на Волхонке с помощью подземных переходов и общего надземного пространства. А вход в главное здание музея британец предлагал сделать прямо из метро «Кропоткинская».

Однако, работы так и не начались из-за многочисленных ограничений, а также протестов со стороны градозащитников, в частности, общественного движения «Архнадзор», которые выступали против сноса исторических построек и увеличения подземного пространства, которые повлекли бы за собой существенные изменения на территории комплекса. Вследствие этого, летом 2013 Норман Фостер объявил о своем выходе из проекта.

В апреле 2014 был объявлен новый закрытый конкурс на разработку концепции музейного квартала на основе ГМИИ им. А.С. Пушкина. Участников было всего трое: архитектурное бюро Юрия Григоряна «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова «Сергей Скуратов architects» и ТПО «Резерв» Владимира Плоткина. В итоге победу в конкурсе одержал «Проект Меганом». Как отмечали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и руководство музея, концепция «Меганома» предполагает наиболее щадящее отношение к памятникам культуры, не рассматривается снос ни одной из построек, принадлежащих музею.

Коротко о проекте «Меганом»

Московское архитектурное бюро «Проект Меганом» было основано Юрием Григоряном и Ильей Кулешовым в 1998 году. В настоящее время партнерами бюро также являются Елена Угловская и Артем Стаборовский. Бюро специализируется не только на архитектуре и градостроительстве, но также и на прикладных и теоретических исследованиях.

Среди наиболее известных и значимых проектов бюро – реновация территории бывшего завода «ЗИЛ» и стратегия развития Москвы-реки. Также «Проект Меганом» принимал участие в международных конкурсах на концепции развития, например для таких объектов как: Дом искусства и культуры в Бейруте, Пермский музей современного искусства, Музей современного искусства ArtMill в Дохе.

Концепция Музейного квартала

Основная идея проекта – объединить разрозненные постройки в районе Волхонки и ближайших переулков в единое городское пространство под названием Ризосфера. Согласно идее авторов концепции, ризосфера – не просто ландшафтное оформление, но и принцип существования нового музейного городка. Ризосферу можно сравнить с корневой системой — все объекты на территории музея будут связаны между собой не только элементами оформления, но и сетью надземных и подземных переходов. Объединение коснется не только строений — все от зданий и монументов до скамеек и навигационных стендов будет вплетено в одну систему. При этом авторы проекта ставили перед собой задачу сохранить историческую структуру квартала, как архитектурные памятники, так и рядовую городскую застройку, просто теперь они будут существовать в рамках ризосферы и обретут новое качество.

По задумке авторов проекта, Волхонку сузят до четырех полос. Она станет новым бульваром, связующим звеном между территориями вокруг станций метро «Кропоткинская» и «Боровицкая», а также между Музейным городком и площадью перед Храмом Христа Спасителя, Патриаршим мостом, территорией «Красного Октября», Бульварным кольцом и Александровским садом.

Основные объекты Музейного городка

Главное здание

Главное здание Пушкинского музея естественно, станет центром Музейного городка и будет преобразовано таким образом, чтобы в том числе служить переходом во внутреннее пространство музейного квартала. Исторический фасад останется прежним, а вот задний фасад, которому раньше никто не придавал значения, откроется городу. Перед ним возникнет новая пешеходная площадь, с которой через большую арку тоже можно будет войти в музей.

Два двора Главного здания будут заново перекрыты, и в одном из них установят лестницу, по которой можно будет спуститься на подземный уровень – обширную публичную зону на глубине восемь метров от уровня земли. Она будет одновременно работать как городская крытая площадь и как выставочное пространство.

Как и раньше экспозиция Главного здания будет посвящена культурам древних цивилизаций: Древнего Востока, Античности, Византии и Средневековой Европы. Появятся и новые разделы, такие как Латинская Америка, Африка и Дальний Восток (Китай, Япония). В постоянную экспозицию впервые также войдут и нумизматические памятники, а именно медали, монеты, жетоны.

Галерея искусств старых мастеров

Усадьба Вяземских-Долгоруковых, построенная в XVIII веке неизвестным архитектором и ставшая сборным местом русской интеллигенции, станет пристанищем для работ европейских художников XIII – начала XIX века. Помимо выставочных залов, в здании также разместят реставрационные мастерские, фондохранилище и общественное пространство, на территории которого будет функционировать образовательный центр, кафе и музейный магазин. Из Галереи старых мастеров по подземному переходу можно будет попасть в Главное здание Музея.

Вместо заброшенного сада возле Галереи откроется современный парк, который станет местом проведения различных музейных мероприятий, временных выставок и фестивалей.

Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов

За три века своего существования усадьба Голицыных много раз меняла свою функцию и облик, она побывала пристанищем для известных писателей и деятелей искусства, в ней работал бесплатный музей, состоящий из семейных коллекций Голицыных и библиотека, а после революции главный дом усадьбы даже стал Коммунистической академией. Вследствие всех этих преобразований, усадьба потеряла свой первоначальный облик, единственное, что сохранилось – ворота, украшенные княжеским гербом Голицыных.

После реконструкции в здании усадьбы откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, будут выставлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX — начала XX века из коллекций С. И. Щукина и И.А. Морозова, а именно Моне, Мане, Ренуар, Дега, Писсарро, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс и фависты, Пикассо и кубисты.

Дом текста

Доходный дом Николая и Петра Стуловых, владельцев «Торгового дома братьев Стуловых» был построен в 1913-1914 годах архитекторами Валентином Дубовским и Николаем Архиповым. В хозяйственных строениях располагалась мастерская по изготовлению «русского платья», которым и торговали братья Стуловы. В 1919–1920 годах в одной из квартир находилось возглавляемое В.Ф. Ходасевичем московское отделение издательства «Всемирная литература». В 1988 году дом перешел к ГМИИ им А.С. Пушкина.

Здание выполнено в неоклассическом стиле с элементами модерна. Декоративная отделка внутренних помещений сохранилась до сих пор, а именно первоначальная лепнина потолков, витражи на лестничных клетках, небольшие барельефные вставки, высокие готические расписные своды помещений верхних этажей.

После завершения реконструкции здание будет функционировать как Дом текста. В нем разместится научная библиотека ГМИИ им. А. С. Пушкина, читальный зал, аудитории для проведения лекций и других мероприятий, выставочные площадки, кафе, книжный магазин, а также фондохранилище и административные помещения.

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр

Единственное здание на территории Государственного музея изобразительных искусств, которое будет построено с нуля – это Депозитарно-реставрационный и выставочный центр. С момента открытия Музея в 1912 году у него не было собственного помещения для хранения коллекций, и это при том, что на данный момент в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывается около 700 000 музейных экспонатов. Именно поэтому появление такого хранилища можно считать прорывом.

Помещения центра будут адаптированы согласно современным стандартам хранения музейных экспонатов, будет настроена система контроля температуры, влажности и света, подходящих для каждого вида произведений искусства: живописи, скульптуры, нумизматики, графики, декоративно-прикладного искусства.

Здание хранилища будет разделено на два корпуса. В одном из них будет технический центр, в котором будут расположены реставрационные мастерские, помещения для работы хранителей, химические лаборатории и открытое хранилище, доступное для посетителей. Во втором корпусе откроются новые многофункциональные выставочные пространства для временных экспозиций. Здания корпусов будут объединены подземным общественным пространством как между собой, так и с Главным Зданием Музея, а также с Галереей искусства старых мастеров и Галереей искусства импрессионистов и постимпрессионистов.

Как итог наc ждет крупнейший музейный комплекс, открытый для посетителей, в том смысле, что каждый сможет решить для себя сам, насколько глубоко он хочет погрузиться в мир искусства, а уж музей предоставит для этого все возможности. Теперь в распоряжении каждого посетителя комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина будут как выставки, так и открытое хранилище, и реставрационный комплекс, где можно будет увидеть ранее скрытые от зрителей шедевры, а также посмотреть на труд реставраторов и узнать все тонкости работы с памятниками культуры и искусства. Депозитарно-реставрационный и выставочный центр приоткроет нам тайны музейного мира и позволит лучше понимать принципы его работы.

Автор: Мария Зыбина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button