Учебный год закончен, по стране проходят выпускные, школьники уже вовсю наслаждаются каникулами, а в Департаменте образования подводят итоги года. «Типичная Москва» расскажет, чем примечательно школьное образование в Москве.

В столичных школах в последние годы активно реализуется проект «Школа Новых Технологий», который призван помочь московским школам стать современными центрами инноваций. Мы побеседовали с его руководителем Игорем Степановичем Марчаком.Школьное образование в Москве Школьное образование в Москве N91A2490

Расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте. Какие проблемы он решает? Как и в чём помогает школам?

Наш проект называется «Школа Новых Технологий», и это название точно отражает его суть. Он был создан в 2013 году Департаментом образования и Департаментом информационных технологий г. Москвы.

Наша цель – это популяризация IT-профессий среди школьников и учителей.

Мы организуем различные мероприятия и проекты в IT-сфере: мастер-классы, семинары, вебинары, круглые столы. Проводить их нам помогают наши партнеры, которые также заинтересованы в развитии IT-культуры в школах. Сейчас у нас более 80 партнеров. Это как и крупные международные  компании, такие как Microsoft, Intel, Apple, так и новые стартапы, которые только начинают осваивать рынок, но уже готовы вкладываться в молодое поколение IT-шников.

Партнеры помогают нам простроить методологию наших проектов, делятся своим опытом с учителями и школьниками, организуют экскурсии в свои офисы, и даже принимают некоторых ребят на стажировки.

К примеру, у нас проводится ежегодный конкурс Школа Мобильных Приложений, в рамках которого ученики создают свои собственные учебные и игровые приложения. Одна из команд-лауреатов этого года этим летом пройдет стажировку в компании Учи.ру – детском образовательном портале для интерактивного обучения детей при помощи игровых заданий. И хотя это и считается стажировкой, ребята будут полноценно включены в работу – участвовать в IT-процессах, комуницировать с командой.

Подобных примеров у нас много. Мы стараемся сделать так, чтобы ребята не просто получили бесценный опыт проектной работы, но и смогли прикоснуться к реалиям IT-индустрии в России, увидели, каков рынок на самом деле, и какое место могут занять на нем они. 

Какие мероприятия проводятся в рамках ШНТ?

Всего за 3 года мы провели 4240 мероприятий, вовлекли 110 000 учеников и учителей из Москвы и регионов. Мы занимаемся внедрением информационных технологий в учебный процесс, поэтому все мероприятия так или иначе должны вкладываться в эту цель. Бывает, что к нам подают заявки интересные проекты, к примеру, конкурс чтецов – но если они никак не связаны с IT-индустрией, мы не можем оказать им поддержку.

Раньше почти все мероприятия у нас проводили партнеры, сейчас основная инициатива исходит от школ. Это можно назвать одним из наших главных достижений – что за 3 года школы перешли от статуса пассивных наблюдателей в статус активных участников. Проект ШНТ сейчас не замыкается на команде, которая работает в офисе – он гораздо шире, над его развитием работают все столичные школы, множество IT – компаний.

У школ есть свои наработки, свои идеи и проекты, к которым они пришли в результате долгой работы. Сейчас они активно делятся своими разработками с другими образовательными учреждениями, обмениваются опытом с помощью проведения различных вебинаров и мастер-классов. Некоторые школы не ограничиваются просто мероприятиями, а сами организуют свои проекты при нашей поддержке.

У нас есть проект IT-репортер, который мы организуем совместно с Московским культурологическим лицеем №1310. Это конкурс, в рамках которого юные журналисты пробуют себя в медийных профессиях, посещают различные конференции и экскурсии в качестве прессы, создают качественные фото и видео репортажи, лонгриды. Изначально это был внутренний проект лицея, но сотрудничество с ШНТ вывело его на совершенно новый уровень.

За годы нашей совместной работы мы получили 17 900 отличных материалов, в конкурсе приняло участие несколько сотен команд. У ребят теперь есть доступ к важнейшим мероприятиям IT-индустрии России. К примеру, уже несколько лет подряд детские медиа центры становятся участниками крупнейшего интернет-форума страны РИФ+КИБ, где работают наравне с ведущими российскими СМИ.

Подобных проектов много. Проект 3DБум знакомит учеников с миром виртуальной реальности; благодаря проекту ЛюбиДелай, который мы проводим совместно с компанией SmartCourse, дети получают возможность пройти программу профориентации и узнают механизмы осознанного выбора профессии; марафон «УчITель» объединяет учителей, которые активно внедряют информационные технологии в учебный процесс.  У нас множество значимых проектов, которые связывают, казалось бы, такие далекие миры IT-рынка и образования и помогают московским школьникам найти свою карьеру в IT.

А какие преимущества участия для школьников?

Во-первых, это возможность создать свой собственный проект под наблюдением настоящих профи IT-сферы. Независимо от результата, это очень хорошая практика, которая поможет им в будущем. Но у нас есть множество и таких примеров, когда ребята создают по настоящему полезные вещи, которые сразу же поступают в использование. Один из учеников школы-участницы ШНТ создал устройство, ускоряющее заживление ран и переломов, про него писали даже зарубежные информационные издания. Многие ребята разрабатывают способы решения локальных школьных проблем с использованием IT-технологий.

Во-вторых, мы, конечно же, поощряем всех участников и победителей ШНТ. Награды варьируются в зависимости от проекта, но туда входит и создание портфолио, и сертификаты международного образца,  и дополнительные баллы ЕГЭ.

Есть ли какое-то вовлечение родителей в проект?

Мы делаем все, чтобы родители знали о мероприятиях и процессах. У нас на сайте можно подписаться на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе главных событий.

Мы тесно сотрудничаем с родительскими организациями, прежде всего с Экспертно-консультативным Советом Родительской Общественности при Департаменте образования Москвы, который как раз тесно работает с родителями.

У нас есть партнерские мероприятия для родителей, на которых освещаются различные темы, например, как обсуждать вопросы профориентации с ребенком. Мы привлекаем активистов среди родителей, думаем над созданием конкурсов с их участием.   

Миссия нашего проекта – «Создание будущего в настоящем», и мы считаем, что только в связке «ученик-учитель-родитель», мы можем по-настоящему преобразовать наши школы и сделать их современными инновационными центрами.