Отчеты и репортажиТеатр

Синяя птица: попробуйте увидеть

Забудьте все, что вы знали о… Синей птице. Забудьте все легенды, представления, образы, если вы хотите полностью прочувствовать новое прочтение легендарной пьесы Мориса Метерлинка в трактовке режиссера-постановщика Бориса Юханова. На три дня сцена электротеатра «Станиславский» превратилась в комок нервов, машины времени, воспоминаний и драматических судеб, которые кого-то заставят смеяться до слез, а кто-то и вовсе почувствовать себя счастливым или ничтожно маленьким.

Спектакль-трилогия «Синяя Птица» впервые был показан на сцене обновленного театра в 2015 году, собрал большое количество интересных рецензий, поэтому не удивительно, что спустя год на всех частях пьесы аншлаг. Помимо разорванной и сшитой заново основной линии пьесы, смысловых декораций и необычного музыкального сопровождения, у спектакля есть обезоруживающее преимущество: главные роли Тильтиля и Метили исполняют Народный Артист России Владимир Коренев, который прославился во времена СССР благодаря роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия», и его супруга, заслуженная артистка РФ Алефтина Константинова. Режиссер полностью поменял психофизику, прописанную Метерлинком, и «вживил» юных персонажей в тела и души пожилых, мудрых актеров.

трилогия синяя птица, борис юханов

Одной из самых эмоциональных и разнообразных в постановочном плане является вторая часть трилогии под названием «Синяя птица. Ночь», в которой Тильтиль и Митиль добираются до Царицы Ночи и уговаривают отдать им ключ от дверей, за которыми они надеятся увидеть заветную птицу. Но это лишь краткое описание основного, первого акта. Его наполнение — различные параллели, которые зритель сам проводит между основной линией пьесы и личными воспоминаниями актеров о семейной жизни и о непростом периоде перестройки. Причем каждая из параллелей цепляется за предыдущую, тем самым, позволяя понять отношение супружеской пары к тому или иному временному периоду. Смелый Тильтиль, открывающий волшебные двери, удачно «вводится» в рассказ Константиновой о том, как Владимир Коренев безропотно пришел к назначенному времени в ЗАГС. Ночь цепляется за рассказ о взятии Белого Дома, а Зигфрид, пытающийся сдвинуть холодильник с места и станцевать вместе с ним, кажется не просто странным персонажем, а вполне допустимой параллелью борьбы видеотрансляции балета «Лебединое Озеро» с быстрым распространением печальных новостей во времена СССР.

«Перевернутым» получился третий акт, в котором герои пытаются найти Синюю птицу на кладбище. Этот эпизод, благодаря задуманному несоответствию возраста оригинальных персонажей и актеров, получился наиболее философским, особенно отрывок, когда пожилая Митиль интересуется у Тильтиля, кто же такие мертвые, и почему они не разговаривают. Актеры как будто предлагают зрителю в форме игры заглянуть в важную и пугающую неизвестность. Да и внутри самих персонажей, в частности, внутри уже не Митиль, а Алефтины Константиновой, происходит едва уловимое подведение итогов. Режиссер решил показать это через прочтение отрывка из неудавшейся комедии, но оглушительно успешной драмы, Чеховской «Чайки». Для Константиновой это была желанная и первая важная роль, в которую ее ввели почти случайно. Она вновь проживает монолог молодой Нины Заречной, но в нем уже чувствуется легкая фальшь. Но именно в этой фальши есть личный итог повзрослевшей героини: так, как раньше, уже не будет. Будет по-другому. А как? На этот вопрос вы сможете попробовать ответить сами, а можете попытаться осмыслить заключительную фразу спектакля, произнесенную взрослым Тильтилем.

В сценической постановке есть отсыл к иммерсивности (иммерсивный спекталь — постановка, в которой действие разворачивается в непосредственной близости от зрителя, и он становится полноправным участником действа- прим. ред.), которую сейчас в театрах вводят резко и много. Здесь она не столь явная, и тем интереснее наблюдать за действием, которое разворачивается параллельно в 10 метрах и в 10 сантиметрах от тебя. Пространство сцены не просто оправдало себя, а дало зрителям возможность заглянуть вглубь в прямом смысле этого слова. Добавили объёма не только декорации, но и качественная компьютерная графика.

трилогия синяя птица, борис юханов

Современное искусство понимают не все. Современное театральное искусство — тем более. На первый взгляд, все непонятно и абсурдно, но стоит только попытаться отключить голову и просто начать наблюдать, как перед вами начнет разворачиваться совершенно не та картина, которую вы видите на сцене. Трилогию «Синяя птица» противопоказано обдумывать. Нужно только видеть.

Мария Наумова

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button