ИнтервьюЛюди

Стендап: самый жизненный юмор

Далеко не всем знакомо слово «стендап». Кто-то сочтет его ругательством, а кто-то новым изысканным блюдом. Между тем стендап – это качественный юмор, который в нашей стране только-только начинает зарождаться. Все подробности мы узнали у участника шоу Stand Up на ТНТ Вани Усовича и стендап-комика Артура Чапаряна.

Ваня Усович

Артур Чапарян

Вы сами как себя называете: комик, артист, юморист, стендапер?

Ваня: Стендаперы. Мне всегда казалось, что стендапер – это круто звучит.

Артур: Да, кажется, мы стендаперы. Мама всем говорит, что я КВНщик, потому что никто из старшего поколения не знает, что такое стендап, и начинаются вопросы: «Кто?», «Что это?».

Чем стендап отличается от других направлений в юморе?

В: Стендап – это самый жизненный юмор. Он именно про жизнь, понимаешь? Например, в КВНе много выдуманного юмора, ты придумываешь ситуацию, можешь рассказать об инопланетянине в кафе, а мы говорим о том, что произошло с нами вчера, сегодня или может быть будет завтра.

А: Плюс он исходит от тебя, потому что это твои взгляды, твое мировоззрение, твои шутки. То есть это могут быть и чужие шутки, всякое бывает (смеется). У тебя формируется свой стиль, вот у Вани наблюдение, он практически всегда начинает свои шутки с фразы «Вы замечали…». Некая комедия наблюдения получается. Ты даже выступаешь в той одежде, в которой пришел. Нет никаких костюмов.

Как вы пришли в стендап? Как поняли, что шутить – это ваше все?

А: Мне больше нечего делать в жизни (смеется). Изначально я играл в КВН. Потом появилась идея сделать с другом юмористический проект, чтобы там обязательно был стендап. Но у нас не было выходов на нормальных стендаперов, поэтому я решил, что надо писать шутки самому. И у меня это получилось. Поэтому я начал сольную деятельность.

В: Благодаря Славе Комисаренко (участник шоу Stand Up на ТНТ – примечание редакции). Мы учились в одном университете и занимались КВНом. Он увидел, как я играю, и посоветовал мне попробовать себя в стендапе. И так все закрутилось, что он потом позвал меня в Москву.

В финале Comedy Баттл тебе тоже сказали идти в стендап…

В: Да, но это небольшой обман, немного выдумано. Когда мне в передаче сказали попробовать себя в стендапе, я уже был там. Это же шоу.

А: Поэтому он не особо расстроился, когда упал на маты. Хотя он чуть не заплакал там, но он знал, что будущее есть (смеется).

Получается, такие рекомендации были толчком к тому, чтобы уйти из КВНа?

В: Можно и так сказать. Но это был осознанный выбор. Еще в Белоруссии сложно играть в КВН, там нет денег ни у кого не это. И плюс, в стендапе ты ни от кого не зависишь, ты сам по себе.

А: Это важный момент, кстати. Не надо ссориться с командой своей.

Часто ссорились в команде?

А: Я уходил даже, потом меня, правда, возвращали. В стендапе есть доля свободы, и ты сам по себе. Это намного легче, чем с командой. Бывает, что взгляды расходятся, и вы начинаете спориться, а потом слезы и все.

Я знаю, что существует специальные учебники по стендапу, они эффективны?

А: Больше скажу, есть специальные курсы. Я даже на них был. Но изначально в человеке должно что-то быть, а книга или курсы – это инструмент, чтобы шутить получалось еще лучше. Но если у тебя нет чувства юмора, то ты не начнешь шутить, даже если книгу прочитаешь. Она усиливает эффект. Но я не читал учебников, потому что я в них не верю. Но многие известные комики проходили через это, а я, наверное, просто ленивый.

В: Прочитать в любом случае стоит, даже если ты все это знаешь. Я читал их на том этапе, когда уже у меня был определенный опыт. Учебник поможет сэкономить время, но опыт она практический не даст. Нужно идти, набивать шишки, выступить в тишину, чтобы тебе крикнули из зала: «Уходи!». Но если у тебя нет врожденной смешной подачи, то даже самые смешные шутки будут звучать не смешно.

Есть универсальная формула шутки?

А: Есть структура шутки, это как гармония в музыке. Я ее пока не понимаю, но иду к этому. В книге, кстати, как раз про структуру много сказано. Конечно, актуальные темы всегда лучше воспринимаются. Здесь можно без формулы.

На ком тестируете шутки?

В: Друзья, подруги, на друг друге проверяем.

А: Но лучше перед залом. Я могу прочитать шутку Ване, она ему не понравится. Но я упертый, я прочитаю залу, и им она понравится.

В: Но такого не было никогда (Смеется).

Что испытываете, когда зал не смеется?

А: Хочется не уходить. Хочется сделать так, чтобы они все-таки засмеялись, но получается еще хуже. Но мы все начинающие и все пробуем.

В: Я раньше расстраивался, а сейчас понимаю, что не доработал, не дописал.

А что насчет внутренней конкуренции?

В: Если взять «Камеди Баттл», то каким бы добрым вам не казался зал, надо помнить, что там в основном сидеть выбывшие участники. Их недавно скинули, и они не очень хотят аплодировать тебе. В остальном, я не помню случаев конкуренции или агрессии. Но конкурировать нужно всегда с сами собой.

А: Стендап – это не вид спорта, где все делают одно и то же. Все делают разные вещи.

Какие случались неприятные вещи во время репетиций или творческого порыва?

А: Когда забыл записать шутку – это очень больно. Когда пришла к тебе мысль, но ты не можешь в данную минуту записать, а потом ты ее забываешь и думаешь: «ааааай».

Как можно заработать на стендапе в России?

А: Я не зарабатываю, поэтому пусть Ваня расскажет

В: Чем больше тебя показывают по телевизору, тем больше ты будешь зарабатывать на выступлениях, корпоративах и вечеринках. В Москве я живу только благодаря стендапу. В Америке это более прибыльное дело, там это полноценная профессия. У нас пока стендаперов 10 человек.

А как родители ваши относятся к выбору такой профессии?

В: Плохо, потому что я бросил все в Белоруссии и уехал в Москву. Говорят, что смотрят меня по телевизору и смеются, но я не верю. Вряд ли они поминают такие шутки.

Самоцензура есть у вас?

В: Нет. Кто-то не хочет шутить про религию или политику, а я шучу про все, что хочу. Главное, чтобы смешно было.

А: Тоже нет, но самое страшное, что выступление могут посмотреть родители. Они не видели меня такого. Это единственные рамки. Но если это смешно, то можно шутить.

Были плохие выступления?

В: Единственное плохое было в Минске. Там вход стоил 500$, и всем было плевать кто ты. Во время выступления встала женщина и сказала: «Не смешно, уходи».

А: Она заплатила 500$ и имеет право выгнать комика со сцены (смеется).

Как вы относитесь к женскому юмору? Почему так мало девушек в стендапе?

В: Женский юмор есть, и он ничего не отличается от мужского. Девушки только больше говорят о себе и ленятся шутить. Они выходят замуж и все. А если не выходят замуж, то выходят и шутят об одиночестве.

А: На открытых микрофонах (шоу, в котором может участвовать любой желающий в жанре стендап – примечание редакции) я часто вижу женщин, которые выходят просто о себе поговорить, о своих проблемах. Не обязательно смешно, просто хотят высказаться.

Где вас можно увидеть?

В: На открытых микрофонах. Мы решили, что будем ходить на все. Особенно к Кириллу Сиэтлову (стендап-комик – примечание редакции). Каждый вторник в клубе «Алиби» он организует такие шоу. Это главная тусовка стендаперов не из ТНТ.

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button