ГородИнтересно

Стрит-арт как форма коммуникации с городом

Уличное искусство уже давно захватило сердца людей не уступающей академическому искусству техникой и громкостью отображаемых идей. По своей природе оно реакционно, эмоционально, самобытно, выступает против общепринятых стандартов, высказывает то, о чем зачастую молчит общество. И возможно именно от того оно развивается даже более скорыми темпами, чем это происходит в стенах академий. Чем же стрит-арт так примечателен?

Стрит-арт (от англ. Street art – уличное искусство) – форма творчества, вид современного искусства, пространством для создания объектов которого служит город во всех его проявлениях: стены, заборы, промышленные зоны, заброшенные дома, даже мусорные баки и т.п. Уличное искусство характеризуется свободой в выборе средств, места и темы, которая часто носит острый социальный характер, а также публичностью и протестными настроениями. Обычно оно безлико – мы не знаем имени творца в момент просмотра его творения, можем знать лишь его псевдоним.

Ключевой принцип уличного искусства – общение с городской средой и ее жителями через различные инструменты творчества. Стрит-арт во всех своих проявлениях всегда содержит не озвученный вслух вопрос, поставленный наперекор привычной жизни города.

Этот термин охватывает не только виды изобразительного искусства, но также собирает в себе и уличных музыкантов, уличных танцоров, даже уличных поэтов и все, своего рода, городские перфомансы и флеш-мобы, творящиеся на улицах города. Однако чаще стрит-арт употребляется в отношении уличных художников.

Считается, что стрит-арт развился с граффити. Граффити – это изображения или надписи, каким-либо образом отображенные на стенах или других поверхностях города. Изначально граффити проявлялись в виде «тегов», т.е. подписей или стилизованных знаков своих авторов  (одиночных либо уличных банд) с целью символического «присвоения» определенной территории города. Позже граффити развились до красочных изображений, даже гигантских панно. В настоящее время к стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, скульптурные инсталляции и т.п.

Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554766
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом Three dimensional street art from around the world the reality of which affects 15
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 0 17e21f a6e1dd68 orig
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554782
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554779
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554778
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554772
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554768
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом 5989507 2554764
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом Three dimensional street art from around the world the reality of which affects 09 677x1024
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом Three dimensional street art from around the world the reality of which affects 03 683x1024
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом Three dimensional street art from around the world the reality of which affects 10 787x1024
Стрит-арт
Стрит-арт стрит-арт Стрит-арт как форма коммуникации с городом Three dimensional street art from around the world the reality of which affects 06 808x1024
Стрит-арт

    Существует небезосновательная легенда, согласно которой история граффити началась в 1942 году, во время Второй Мировой Войны, когда рабочий Kilroy (Килрой) стал писать «Kilroy was here» на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе подхватили данную идею, начав воспроизводить эту фразу на стенах или кусках стен, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому «вирусу» присоединяются и подписи американца Cornbread (псевдоним) в Филадельфии в 1950–1960-х годах. Художник берет город приступом вместе с Cool Earl и Topcat 126. Эти трое американцев и считаются родоначальниками граффити. В 70-е годы распространение граффити (а именно «тегов») захватило Нью-Йорк. Именно этот город считается катализатором современного направления в искусстве.

    В 90-е годы прославился один из самых известных сегодня художников стрит-арта Шепард Фейри. Его «тег» Obey (рус. подчиняйся) знает каждый, кто даже и незнаком с уличным искусством. В 90-е же годы мир узнал имя легендарного Banksy (Бэнкси). В его граффити, трафаретах, скульптурах привлекают антивоенные и остросоциальные идеи, смелость творчества и вызов власти.

    В настоящее время уличные художники стали востребованными, как никогда раньше. Они по-прежнему сохраняют свой бунтарский свободолюбивый дух, свободный от критики и рамок, однако наряду с безвозмездным творчеством имеют и коммерческие заказы. Рекламщики заинтересованы в «молодежной» подаче рекламы своих товаров, а власти заинтересованы в улучшении городской среды посредством украшения блеклых стен города. Кафе, рестораны, магазины – и те обращаются за помощью к молодым талантам с улиц. Уличных художников наконец стали выставлять на международном уровне. Одной из первых таких выставок стала экспозиция в галерее Tate Modern (Тейт Модерн) в 2008 году. А летом 2018 года, как известно, прошла первая в Москве выставка творчества стрит-арт художника Banksy (Бэнкси).

    За несколько лет существования (меньше века!) уличное искусство выросло от простых «тегов» до полномасштабных великолепных картин, при этом сохранив свою реакционную природу. И даже сегодня оно продолжает нас удивлять, шокировать не только техничностью и остротой тем, но и реалистичностью, глубокой эмоциональностью. С большой уверенностью можно утверждать, что артефакты стрит-арта делают наш урбанистический серый вышколенный мир по-настоящему живым, дышащим и ярким.

    Теги
    Close
    Close