6 октября, пятница, 19.30

Лекция “Забытые голоса прекрасных певиц XIX века (Из воспоминаний князя Сергея Волконского)”.
Сергей Михайлович Волконский (1860 – 1937) – русский театральный деятель, критик, мемуарист. Его перу принадлежит двухтомник «Мои воспоминания» – подробый рассказ о камерных и оперных певицах, выступления которых автор слышал в Петербурге. Они  произвели на Сергея Михайловича неизгладимое впечатление…
На лекции будут процитированы строчки воспоминаний и подробно рассказано о судьбе и творчестве каждой из певиц. Юлия Абаза, Александра Панаева, Аличе Барби, Фелия Литвин и Мария Решке – эти имена почти неизвестны сегодняшним поклонникам вокальной музыки. Благодаря мемуарам и архивным документам, а также уникальным аудио и видеоматериалам они «оживут» в лекционном зале.
Прозвучит прекрасная музыка А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, К. Монтеверди, К. Сен-Санса, Р. Штрауса.
Лекцию читает Ирина Гуськова – историк, автор рубрики «Наследие» газеты «СПб ведомости».

Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.
Регистрация: https://goo.gl/forms/FO3jFarJB73zAKo32

7 октября, суббота, 18:00 

Лекция “Блеск и нищета московской городской скульптуры”

За последние 15 лет в Москве было установлено более сотни памятников. Прежде в таком количестве городская скульптура появлялась в первопрестольной лишь однажды — во время реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Что же внушают нам современные бронзовые лики, возникающие на улицах и площадях?
1990-е годы остались в истории архитектуры под одиозным именем “лужсковского стиля”. То, что происходит в 2000-е, на первый взгляд напоминает конвейерное исполнение художественно-скульптурных проектов и гонку за освоение бюджетных денег.  Но так ли все плохо на самом деле?  Как горожане могут участвовать в обновлении облика столицы?
Об этом расскажет хранитель фонда скульптуры Государственного литературного музея Владимир Серебряков.

Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – бесплатно
Регистрация https://goo.gl/forms/bgyORYDwGKQMUnhI3

 

11 октября, среда, 19:30 

Лекция “Герои Н.В. Гоголя на экране”.

Впервые персонажи произведений Н.В. Гоголя появились на киноэкране в 1909-м году. С тех пор было создано около 90 отечественных (к сожалению, сохранились не все) и 39 зарубежных экранизаций. Пальма первенства по количеству «гоголевских» фильмов в дореволюционном российском кинематографе принадлежит Владиславу Старевичу. Вам знакомо это имя? А имена и лица знаменитых актеров немого кино, снимавшихся в «гоголевских» экранизациях? П. Бирюков, А. Громов, А. Гончарова, И. Мозжухин, Ант. Пожарская… Позднее самыми «гоголевскими» актерами становятся Б. Брондуков, А. Калягин, Ав. Леонтьев и Вяч. Невинный.
Из звуковых отечественных фильмов наибольшим своеобразием, пожалуй, отличается «Шинель», созданная в 1926 году режиссерами Л. Траубергом и Гр. Козинцевым по сценарию Ю. Тынянова. Не менее интересна и «Шинель», поставленная в 1959-м году актёром и режиссёром Алексеем Баталовым, фильмы «Нос», «Ревизор»… На лекции знатока истории кино, научного сотрудника “Дома А.Ф. Лосева” Сергея Яковлева зритель сможет проследить реминисценции и аллюзии, восходящие от современных экранизаций к первым, незаслуженно забытым шедеврам немого кинематографа – маленькие тайны большой «Киногоголианы».

Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева – бесплатно
Регистрация https://goo.gl/forms/lQKfwqa4aPh5q3Mq1

13 октября, пятница, 20:00 

Лекция “Женщины в цирке”

В «Доме А.Ф. Лосева» впервые выступает артистка цирка! Лауреат премии Правительства РФ, лауреат международных конкурсов артистов цирка Дарья Костюк  художественный руководитель и директор «Цирка Дарьи Костюк», воздушная гимнастка, иллюзионист и единственная в мире дрессировщица, работающая с гепардами. Она расскажет  об уникальных женщинах в истории цирка – Бугримовой, Назаровой, Маяцких, Сестрах Кох. О невероятных цирковых трюках, исполнительниц которых невозможно назвать «слабым полом». Будучи создательницей и режиссёром-постановщиком сложнейших цирковых номеров, Дарья Костюк на своей лекции “Женщины в цирке” как никто другой сможет приоткрыть слушателям тайны циркового «закулисья»…


Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/xOFE603k7nJlehr32

14 октября, суббота, 18:00 

Лекция «Русская историческая картина: образы и прототипы в произведениях русских живописцев».  
Среди жанров изобразительного искусства историческая картина олицетворяла собой «благородное сословие», но во второй половине ХIX века ее положение изменилось.
Какие метаморфозы ожидали классическую систему искусства? Почему среди множества исторических картин лишь некоторые получили широкую известность, а остальные погрузились в полное забвение?
Что предусматривает обращение художника к историческому жанру – документальное исследование, творческий вымысел или вольное изложение художником давно прошедших событий?
Лектор Мария Вяжевич (кандидат искусствоведения, член Творческого союза художников России, академик Российской академии художеств) рассмотрит не только самые известные полотна Василия Сурикова, Ильи Репина, но и незаслуженно забытые произведения русских художников, и продемонстрирует зашифрованные в них послания к зрителю.


Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/h8uOxIEc5rdof0ks1

 

15 октября, воскресенье, 18:00 

Лекция “Музыкальное зеркало эпох: история и практика органного искусства”
Много ли мы знаем о таком музыкальном инструменте, как орган? Где в нем зарождается звук? Почему органы бывают разными по виду, размеру и звучанию? Зачем нужно так много труб? Почему мы встречаем орган и в церкви,  и в концертном зале, а органная музыка разных стран так различна? Где и чему учится органист? Каковы были его должностные обязанности во времена средневековья, Ренессанса, барокко, и что изменилось в наши дни? Легко ли играть на органе? И, наконец, почему орган называют “королём музыкальных инструментов”, а его изображения так часто встречаются в музыкальной иконографии – от фресок начала нашей эры, где изображён царь Давид с органом в руках, до знаменитого витража  – Святой Цецилии, играющей на органе – в фойе Большого зала Московской консерватории? Ответы на эти и многие другие вопросы можно будет получить на лекции кандидата искусствоведения Екатерины Дмитриевой.    


Стоимость билета 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/9RipPVG3HfFyshVg2

 20 октября, пятница, 19:30 

Лекция «Из истории театральных студий в России».

Читает Мария Валерьевна Чернова – старший научный сотрудник архивно-рукописного отдела ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, преподаватель истории русского театра РГСАИ.

Первую лекцию можно назвать вводной или обзорной. Она станет началом небольшого цикла о российских театральных студиях. Мария Валерьевна планирует более подробно рассказать о самых известных театральных студиях под руководством Вс. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова. Но автор не предполагает ограничиваться именами прошлого. В дальнейшем поклонников театрального искусства ждут рассказы о Ефремове и “Современнике”, Любимове и Таганке, которая никогда не называлась студией, Фоменко и Мастерской, Женоваче, Крымове, Серебренникове, Голомазове, вообще об актуальности студийной этики сегодня… Разрозненные эпизоды и фрагменты театральной истории постепенно свяжутся в единое полотно. Слушатели почувствуют себя настоящими знатоками, способными удивить пригласивших их в театр друзей знанием традиций и пониманием истоков нынешних театральных новшеств.

Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/8Nyw5hA1LfZh9diq2

 

21 октября, суббота, 18:00 

Лекция-концерт «Музыкальные стили эпохи барокко. Итальянское барокко»
Рассказывает Павел Андреевич Богданов  – художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Claris Verbis», лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Ансамбль старинной музыки “Claris Verbis” исполняет музыку эпохи барокко на исторических инструментах или их точных копиях, что максимально приближает произведения к оригинальному звучанию. Название ансамбля переводится как “Ясная Речь”. Музыка барокко, даже когда она звучит без слов, имеет свой словарь, а потому и свою ясную речь. Именно в творчестве итальянских композиторов – сначала Эмилио Кавальери, Якопо Пери, Джулио Каччини, а затем и великого мантуанца Клаудио Монтеверди – слово в новом союзе с музыкой родило новый жанр, который позднее назвали оперой. В концерте прозвучат произведения, сочиненные в эпоху расцвета барочной оперы.
Солисты ансамбля, лауреаты престижных международных конкурсов, придерживаются принципов исторически информированного (аутентичного) исполнительства.

Исполнители:

Ансамбль старинной музыки “Claris Verbis”

Лауреаты международных конкурсов

Мария Батова – сопрано

Павел Богданов – барочный гобой

Дарья Воронцова – клавесин

Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/3hYarQsL7e66oWBq1

22 октября, воскресенье, 20:00 

Литературно-драматическая композиция «Последняя дуэль Серебряного века»
Судьба легендарной поэтессы, о которой М.И. Цветаева писала: “Образ ахматовский, удар – мой, стихи, написанные и до Ахматовой, и до меня”. Когда произносят имя Черубины де Габриак, сразу вспоминается громкая история с мистификацией, дуэлью Гумилева и Волошина, неприятие Ахматовой и литературный скандал…

Исполнители литературно-драматической композиции – актеры московского драматического театра “Человек” Милена Цховреба, Дмитрий Филиппов, Андрей Савостьянов, актриса и режиссер Ольга Соколовская, режиссер театра и кино Федор Торстенсен – помогут зрителям уйти от «штампов» в своём отношении к этой никогда не существовавшей, но навсегда вошедшей в историю женщине-поэту.


Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/6IE2obW4D9sUokYE2

27 октября, пятница, 19:30 

Диалоги о кино. Отцы и Дети.

Просмотр и обсуждение короткометражных фильмов: «Через Москву» (режиссер Руслан Лагутин»), «Принять удар» (режиссер Елена Рябцева), «Новенький» (режиссер Мария Сопова). Проблема отцов и детей была актуальной во все времена, начиная с античности. Но она особенно обостряется в те моменты развития общества, когда разные поколения становятся выразителями принципиально разных идей. Сын не оправдывает надежд властного отца… В многодетной семье неожиданно появляется еще один, чужой ребенок…  Эти и другие непростые ситуации мы предлагаем вам сначала увидеть на экране, проследить за их развитием и разрешением, а потом проанализировать вместе с создателями фильмов и профессиональными психологами.


Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация  https://goo.gl/forms/ZI7h119x7bzUoCuB2

 

28 октября, суббота, 18:00 

Лекция “Приарбатье сквозь века”

Читает старший научный сотрудник «Музея Москвы» Даниил Андреевич Cиленко – автор книги «Исчезающее Приарбатье, или Варгуниха – город которого нет». Приглашаем вместе со знатоком истории Москвы проследить, когда и откуда возник, как менялся в ходе столетий этот знаменитый район столицы. Как влияло это на социальный состав жителей? Как Приарбатье стало «философским»? Обратим пристальное внимание на самые интересные здания разных эпох. И подведём итоги сравнительно недавних, но, видимо, не последних изменений…


Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/i3xrExrmnbKpKzsN2

 

29 октября, воскресенье, 18:00

 Лекция “Византийская античность. Кастельсеприо, богословие красоты”

Читает искусствовед Ольга Полуэктова, специалист по византийской живописи, основатель галереи современного искусства WiseArt.
Вероятно, самый загадочный и противоречивый памятник византийского искусства – фрески церкви Санта-Мария Форис Портас в Кастельсеприо (Италия).
Обнаруженные в 1945 году, они сразу привлекли пристальное внимание исследователей, но за все прошедшие десятилетия поставили гораздо больше вопросов, чем дали ответов.

Ни более или менее подходящих аналогий, ни документальных свидетельств, ни бесспорных доказательств датировки этих великолепных фресок не было найдено.
Самые смелые гипотезы относят их написание к периоду от VI до XII века, самые строгие ограничивают датировку двумя вариантами: либо VII, либо второй половиной IX столетия.
Почему же этот ансамбль так сложно связать с известной нам историей искусства? Чем он уникален?
Возможно ли вообще разрешение загадки Кастельсеприо? Попробуем разобраться в этой почти детективной задаче!


Стоимость 300 руб., для читателей “Дома А.Ф. Лосева” – 150 руб.

Регистрация https://goo.gl/forms/7hd5ESXgOdddoUkr1