КультураТеатр

Твори, выдумывай, пробуй, или Необычные театры Москвы. Часть 2

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели»». В литературоведческих кругах сейчас идут споры, кому принадлежит это выражение: Федору Михайловичу Достоевскому или французскому критику Эжену Вогуэ. На мой взгляд, если Достоевский и не произносил этой фразы, то ему стоило бы ее произнести. Благодаря творчеству Гоголя, образ маленького человека на долгие годы стал одним из ключевых в русской литературе.

«Театр Простодушных» тоже начался с Гоголя, правда, не с «Шинели», а с «Повести о капитане Копейкине». Это глава из «Мертвых Душ», рассказывающая о страданиях маленького человека — инвалида войны. Режиссер Игорь Неупокоев долго выбирал пьесу для дебюта своего «Театра Простодушных». «Повесть о капитане Копейкине» оказалась наиболее подходящей и по сюжету, и по манере изложения, и по образам героев. Эта история, в центре которой находится слабый, добрый и беззащитный человек, противостоящий роскошному, бездушному и безликому миру. Эта простая, несколько даже косноязычная манера изложения. Эти типично гоголевские, смешные и страшные, гротескные и человечные персонажи. Это хаотичное сочетание смешного, страшного и трогательного. Да, произведения Гоголя словно созданы для актеров «Театра Простодушных». Ведь в этом театре играют люди с синдромом Дауна. Это те самые маленькие люди, для которых мир, наверное, всегда будет страшен и жесток.

театр простодушных
Сцена из спектакля «Повесть о капитане Копейкине»

Не каждый пойдет смотреть спектакль с такими артистами. А кто-то, может быть, пойдет из жалости, чтобы, так сказать, поддержать инвалидов. Некоторые зрители признаются: «Да, пошли на спектакль из сочувствия, ожидали увидеть какую-то неумелую самодеятельность. А встретились — с настоящим искусством». И это не просто обывательские суждения, ведь «Театром Простодушных» восхищаются самые искушенные ценители.

Режиссер театра Игорь Неупокоев считает, что синдром Дауна дает актерам некоторые преимущества. Люди с таким диагнозом часто оказываются более пластичными, у них часто хорошая память, они следуют указаниям режиссера и полностью принимают его толкование роли. Еще одно неоспоримое достоинство этих актеров — неумение лгать. В их игре нет фальши, она всегда правдива. Они не умеют скрывать эмоции. Они не боятся сцены.

Разумеется, болезнь актеров создает большие трудности. Неправильная дикция, избыточный вес, эмоциональные особенности, несамостоятельность — со всеми этими последствиями синдрома Дауна приходится считаться. Но Неупокоев так выбирает и режиссирует пьесы, что эти недостатки становятся на сцене чуть ли не достоинствами.  Режиссер отказывается от сложных, психологических пьес в пользу символических с образами-знаками.

Неупокоев говорит, что самое сложное в его работе — поставить голоса. Действительно, голоса у актеров низкие, хриплые, дикция нечеткая. Но это придает образам какую-то архитипичность, первозданность, отсылая к каким-то чуть ли не первобытным временам и добавляя пьесам значительную глубину.

Необычная внешность, свойственная людям с таким заболеванием, избыточный вес  и не всегда точные движения оказываются эффектным средством художественной выразительности в «Повести о капитане Копейкине».

театр простодушных
Мария Нефедова – актриса Театра простодушных.

А если не нужно жути и фантасмагорий, если пьеса требует изящества и красоты движений — пожалуйста, актеры могут и это.

Одно из важнейших открытий искусство начала 20 века — понимание авангардности архаики. Художники смогли разглядеть в первобытных символах и архетипах язык будущего. Мне кажется, в «Театре Простодушных» тоже есть эта архаичность, переходящая в авангард. Создатель театра опирался на стихийную многовековую любовь и жалость русских людей к «униженным и оскорбленным», к «нищим духом». С другой стороны, эта древняя народная традиция пересекается с современными европейскими тенденциями толерантности и инклюзии. Наверное, этим и объясняется успех театра и на Западе, и у нас.

Начавшись как маргинальный проект, «Театр Простодушных» со временем занял прочное место в театральном мире. Он с успехом гастролировал и за границей, во многих городах России. «Простодушных» актеров приглашают в свои спектакли режиссеры крупных московских театров.

О «Театре Простодушных» я узнала из выложенного на Utube репортажа под названием «Дневник наблюдений». Ролик довольно длинный, 12 минут. В нем записаны интервью с Неупокоевым, с актерами, которые делятся своими мечтами, и с родителями актеров. Так, Дмитрий Поляков мечтает стать Заслуженным артистом России. «Какая странная, несбыточная мечта» — подумала я. Но когда я узнала больше об этом театре, посмотрела спектакли, посмотрела фильм «Зверь», я поняла, что актеры-то действительно хорошие. И мечта совсем не несбыточная.

Мечта другого актера кажется мне гораздо более труднодостижимой. Сергей Макаров говорит: «Я хочу, чтобы люди относились ко мне не с презрением. Чтобы люди наконец-то поняли, что я никакой не больной. Чтобы при каждом моем появлении на улице или в общественных местах пожимали мне руки». Да, сложно добиться такой мечты. Но актеры «Театра Простодушных» работают над этим. Ведь основная цель этого театра, по словам его создателя, «преодоление предрассудков и негативного отношения к лицам с интеллектуальной недостаточностью, осознание обществом ответственности за своих слабых членов, и, как результат, становление в России общества без лишних людей».

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Евангелие от Матфея 18:3)

Татьяна Иванова-Дятлова

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button