КультураМузыка

Возвращение Капитана Курёхина или как современной молодежи обрести своего героя.

В преддверии 60-летия  неподражаемого музыканта и авангардиста Сергея Курёхина в Москве состоялись два грандиозных события: презентация на ярмарке non/fiction книги известного рок-журналиста Александра Кушнира «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока», а также мультимедийный перфоманс «Курёхин: Next» в Гоголь-Центре.


О книге

«Сергей Курехин. Безумная механика русского рока» — книга-легенда, книга-феерия, книга-честность, продюсера и рок-журналиста Александра Кушнира. Работа над биографией Капитана длилась в течение 5-ти лет и содержит в себе невероятный информативный пласт о той эпохе и людях. Более двухсот интервью, редкие архивы, трогательные и яркие истории о Курехине, его друзьях, коллегах и семье.

ihEaHfzxBWE

О том, как возникла идея написания, ясно изложено в главе «Финская баня», что идет вместо предисловия, после прочтения которой не окунуться в безумную механику этих страниц  будет уже невозможно.

«Ну, Серёжа Курёхин, не знаете, что ли?». А студенты сидят неподвижные, как сфинксы. Потом выяснилось, что из тридцати человек о нем знают только двое или трое. И стало понятно, что пресловутая «связь поколений» утеряна напрочь. Все эти региональные особенности, все эти «рок-мосты» и «музыкальные ринги», которыми мы когда-то гордились, наглухо позабыты».

Герой книги – Сергей Анатольевич Курехин, чей жизненный путь описан яркими пятнами, траекториями, сумасшедшими штурмами городов, стран, дворцов спорта, концертных площадок и многотысячных залов.

После прочтения книги все вопросы к автору отпадают, остаются только к своему внутреннему миру. Что ты делал 20,30,40 лет до знакомства с такой легендарной личностью, как Курёхин? — вопрос риторический. Кушнир сказал своей книгой всё, причём не только о её главном герое, но и о системе загнувшей и выгнувшей наизнанку души советского и постсоветского человека, об абсурдном мировоззрении людей тех лет, и главное о том, что каждый день мы проживаем неправильно, растрачивая попусту свою энергию. В одном из своих интервью автор признается: «Я написал эту книгу как замену 50 граммам коньяка, которые выпивают артисты любого жанра перед выступлением. Вместо того чтобы бухать, они могут почитать любую главу из нее для храбрости».

Но я бы внесла оговорочку: не только артистам она нужна. Она нужна, прежде всего, обществу в целом без исключения. На протяжении 218-ти страниц книги происходит блистательное рубилово тебя по частям, разрушение стереотипов, комплексов, сознаний. Кушнир в каждой главе принимается тебя уничтожить и возродить одновременно. Это такая своеобразная энциклопедия отваги для мальчиков и девочек после 18-ти. И мне кажется, у него бы это не вышло, не будь ему в помощь Капитана. Того самого — Курёхина!

2c6a127d88ffa624caf9038aa81488bd

Перфомансы и хепенинги «Поп-механики», которым посвящена ни одна глава, в наш век — ответный удар извращенцам, прыгающим в храмах, голышом на Красной площади и бьющихся башкой о брусчатку. Тут и затаился достаточно тривиальный ответ на вопрос: кто есть герой нашего времени? Курёхин личность невыдуманная, но ставшая почти мифической, как и его психоделические бредни о том, что Ленин-гриб. И только потому, что в современном искусстве нет аналогов подобной смелости, таланта, фантазии и казалось бы бесконечной энергии, увы, которая, вопреки законам механики и жизни внезапно оборвалась.

О перфомансе

18 декабря на сцену Гоголь-Центра вышел виртуозный состав музыкантов в количестве около 60-ти человек, во главе с дирижером Алексеем Айги, симфоническим орекстром Ad Libitum, а таже участие в концерте приняли бывшие участники легендарной «Поп-Механики», друзья Капитана, и последователи его творчества: Сергей Летов (саксофон), Александр Липницкий (бас-гитара), Владимир Гайворонский, Александр «Фагот» Александров (фагот), Саинхо Намчылак (вокал), Екатерина Кичигина (сопрано), Владимир Волков (контрабас), Алексей Круглов (саксофон), Ансамбль солистов The Pocket Symphony, и многие другие.

Собственно Алексею Айги, который буквально соскребал аранжировки и партитуры с кинопленок, мы и обязаны столь уникальным зрелищем. Акцент был сделан на музыке, написанной Курёхиным к культовым фильмам, таким как «Господин Оформитель» Олега Тепцова, «Два Капитана Два» Сергея Дебижева, «Трагедия в стиле рок» Савва Кулиша, «Замок» Алексея Балабанова.

Фантастические видеоинсталяции Максима Свищева, как значимая часть концепции выступления и всего этого вселенского безумия, погружали зрителей еще в больший транс. Многообразие человеческих эмоций на лицах говорит само за себя: зрители плакали, молчали, лупились на сцену, как загипнотизированные, вдали от своего физического тела.

b4SyPXckzQU

Очевидно одно, главным участником подобного массового гипноза был Сергей Анатольевич Курёхин, чей дух явно весь вечер находился в зале. Финальное и такое курёхинское падение Алексея Айги на подмостки стало апогеем невероятного действа, подарившего неописуемое удовольствие не только зрителям, но и, абсолютно точно,самому дирижеру, эксцентрично руководившему оркестром на протяжении всего вечера.

Сегодня музыка и личность Сергея Курехина актуальны как никогда, даже если бытует мнение, что молодежь в возрасте 20 лет о нем почти ничего не слышала или не слышала вообще. Это, безусловно, правда, но тогда откуда столько ребят было в ЦДХ на презентации книги? Двадцатилетних, которые как ошалевшие бежали к прилавкам и скупали по несколько экземпляров? Откуда столько молодежи набежало в Гоголь-Центр и сидело во время концерта не только на зрительских местах, но и на полу, а наутро заполонило интернет своими космическими эмоциями от услышанного?

Может благодаря таким как Александр Кушнир, Алексей Айги, Александр Канн и другим замечательным людям, несущим в себе столько Великого и прекрасного, наша молодежь обретет идею, ради которой будет созидать, творить и интересоваться настоящим искусством.

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…

Первое послание к Коринфянам Св. Апостола Павла

Все вышеописанные события состоялись при поддержке Центра современного искусства
им. Сергея Курёхина и лично Анастасии Курёхиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button