Кино МоскваКультура

Вселенная Стивена Хокинга: Краткая история великой любви

Пожалуй, если вы не слышали ни одного упоминания имени Стивена Хокинга за последние несколько лет, вас смело можно назвать инопланетным существом, живущим в вакууме, потому что даже патологически далекие от науки люди смотрели хоть пару серий «Теории большого взрыва» или видели в продаже бестселлер «Краткая история времени». Это я к чему… Стивен Хокинг, уникальнейшая личность, не нуждающаяся в представлении, снова оставила след в кинематографе, наверное, даже более значительный, чем «Хокинг» 2004 года. Повинуясь стремлению узнать больше о жизни известного астрофизика, подстегиваемая шорт-листом премии «Оскар», где  «Вселенная…» значится аж в 5 номинациях, я отправилась в кино в надежде увидеть нечто удивительное. Так вот, ошибка первая: никогда не стоит ждать слишком многого от фильма, даже если у него есть все для того, чтобы стать шедевром. К сожалению, с байопиком о Хокинге для меня все произошло именно по такому сценарию: формула успеха «сюжет + реальная основа + талантливая актерская игра» дала слабину, и объясню почему, но обо всем по порядку.

Историю жизни великого ученого вам куда лучше изложит старая добрая Википедия, но я все же попробую ей не уступить. Молодой и очень перспективный студент Оксфорда Стивен живет настоящей студенческой жизнью – много учится, дурачится с друзьями, ходит на вечеринки, общается с девушками, пока однажды не случается страшное – Стивен становится жертвой тяжелого заболевания, которое приводит его к практически полному параличу. Не надо и говорить о том, какую безысходность должен был чувствовать Хокинг в этот период своей жизни, и не сломаться ему помогли лишь две вещи: любимое дело, которым впоследствии ученый занимался всю свою жизнь (к счастью, болезнь никак не сказалась на его сознании), и любимая женщина Джейн, храбро взвалившая на себя все заботы о муже.

Первая часть истории, а именно, счастливые студенческие годы, показаны чудесно: яркое и беспечное время в жизни героя застрагивает нужные струны души зрителя, чтобы настроить его на необходимую настроенческую «волну», а Джейн в цветных платьях, однокурсники-весельчаки и студенческий бал на экране помогают создать ту самую атмосферу.

К сожалению, дальше история становится все мрачнее, а вместе с ней и настроение фильма. В некоторых моментах буквально физически ощущаешь тяжесть положения Джейн Хокинг, заботящейся о муже, троих детях и о собственной карьере, и тогда ты задумываешься: какие именно чувства вызывает эта женщина? Сочувствие ее непростому положению, напрашивается ответ, но разве не восхищения и, возможно, даже легкой зависти заслуживает Джейн, испытавшая столь сильную и искреннюю любовь, которая толкнула ее на удивительный самоотверженный поступок ради любимого человека?

Тем не менее, для фильма, сфокусировавшего свое внимание именно на сентиментальной составляющей истории Хокингов, а не на научной (про достижения и открытия Стивена в космологии во «Вселенной…» сказано совсем уж мало), эмоций было недостаточно, а истинные чувства ученого были раскрыты лишь в начале, когда он только узнал о своем недуге и неутешительном прогнозе врачей. Конечно, уместить целую жизнь в стандартный двухчасовой хронометраж и не упустить деталей едва ли возможно, но все же внутреннему состоянию Стивена можно было уделить чуть больше экранного времени.

Стоит ли вообще говорить об игре актеров в этом фильме – не знаю, такое сложно описать словами. Эдди Редмейн, проделавший колоссальную работу, чтобы достоверно сыграть Хокинга на разных стадиях развития болезни; Фелисити Джонс, которая потрясающе вжилась в образ сильной и смелой Джейн, а также Чарли Кокс, Эмили Уотсон, сыгравшие важнейших людей в жизни главного героя.

Нередко этот биографический роман сравнивают с небезызвестной картиной «Игры разума» о гениальном ученом Джоне Нэше, и это сравнение вполне оправданно: в основе обеих историй лежат реальные жизни интереснейших персонажей, однако, если в фильме о Хокинге уклон явно в сторону эмоций и быта героя, то в «Играх разума» доминирует элемент триллера. Лично для меня в этой схватке определенно лидируют «Игры», все-таки детективная и психологическая составляющая там дана очень убедительно, тогда как в «Хокинге» перекос в мелодраматическую сторону недостаточно раскрыт.

Думаю, самое большое преимущество фильма «Вселенная Стивена Хокинга» в том, что после него хочется жить, думать, размышлять, наслаждаться тем, что ты имеешь, и стремиться к достижению даже самых безрассудных целей, потому что глядя на ныне живущих Стивена и Джейн, понимаешь, насколько решаемы все мелкие жизненные неурядицы, насколько велика сила человеческого духа, толкающая людей на невероятные поступки. Хоть сам фильм и оставляет двоякое впечатление, мораль, которую он в себе несет, делает его действительно уникальным и определенно поможет найти своего зрителя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button