Люди

Марк Шагал

«Я жизнь прожил в предощущенье чуда» 

Вся жизнь Марка Шагала уместилась в коротком предсказании старой гадалки из Витебска. Когда будущий великий художник еще и кисти в руках не держал, она, скользнув по маленькому еврейскому мальчику проницательным взглядом, сказала: «Его ждет огромный успех. Он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет… в полете». Произнесенное ею пророчество оказалось правдой — от первого до последнего слова.

Нетронуты лежат мои цветы.
Твой белый шлейф плывет, качаясь, в небе.
Блестит надгробье — это плачешь ты,
А я — тяжелый серый пепел.

Марк Шагал

… 6 июля 1887 года Витебск охватил сильный пожар, уничтоживший многие районы города. Но один из них — самый бедный, еврейский — уцелел. Именно там, окруженный со всех сторон беспощадным огнем, и родился один из величайших художников-авангардистов 20 века — Марк Шагал. Благодаря ему весь мир узнает о ничем не примечательном городке, затерявшемся где-то в глубинке. И Шагал пронесет любовь к своему родному городу через годы. Он будет жить в Ленинграде, Москве, Париже, Нью-Йорке, Берлине, но лишь Витебск навсегда останется в его сердце.

Марк Шагал получает традиционное еврейское образование на дому, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Затем поступает в 1-е Витебское училище. После учится изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна. Удивительно, но, по словам Шагала, в 16 лет он даже не знал, что карандашом можно рисовать. Скоро будущему художнику становится «тесно» в Витебске, и он принимает решение уехать в Петербург.

Позже в книге «Моя жизнь» Шагал напишет: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал».

Там, в Петербурге, начинается новая глава в творческой истории Шагала.

Он ходит на занятия в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которую возглавляет Н. К. Рерих (в школу его принимают без экзамена на третий курс). Благодаря встрече со Львом Бакстом — знаменитым русским художником — Шагал знакомится с разными, неизвестными ему ранее направлениями. Именно Бакст произносит слова, которые Шагал запомнит на всю жизнь: «Да, талант есть, но Вы испорчены, Вы на ложной дороге. Нужно создать свой собственный почерк, свой язык».
В Петербурге Шагал пишет картины «Покойник (Смерть)», «Портрет моей невесты в черных перчатках», «Семья (Святое семейство)».

Вскоре художник принимает еще одно судьбоносное решение — он хочет уехать за границу, в Париж. Но перед отъездом произойдет встреча, изменившая его жизнь раз и навсегда. Тея Брахман, девушка, которая позирует Шагалу обнаженной, знакомит его со своей подругой — Бертой (Беллой) Розенфельд.
Вот что напишет художник позже в своей книге: «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда».

В мае 1911 года художник впервые уезжает за границу, увозя с собой все живописные полотна и рисунки, выполненные к тому времени. После 4-х дней тряски в вагоне третьего класса Шагал выходит на перрон Северного вокзала Парижа — и остается во французской столице на несколько лет.
Для Шагала Париж постепенно становится воплощением света, цвета, свободы, солнца, счастья.
В этот период наиболее значимые животные для Шагала — корова, бык и коза — появляются на полотнах вместе с человеком. И либо противопоставляются ему, либо находятся в гармонии с ним.
Картины «Скрипач», «Посвящение моей невесте», «Голгофа», «Вид Парижа из окна» — первые картины художника, на которые начинают обращать внимание.
«Теперь ваши краски поют», — говорит его петербургский наставник Бакст.
Но успех и признание приходят к Шагалу не сразу. Его первая выставка состоится лишь в 1914 году. Причем не в Париже, а — в Берлине. Шагал живет какое-то время в столице Германии, но письма от Беллы становятся все холоднее — они не виделись уже 4 года. Шагал все бросает и уезжает в Витебск, где он и Белла женятся.

После свадьбы супруги живут в Петрограде, Витебске, Москве. У пары растет дочь Ида. Белла — муза, вдохновитель художника, Шагал всегда советуется с ней по поводу той или иной картины. В Москве художник пишет свои выдающиеся полотна «Над городом», «Венчание», «Прогулка». В 1922 Марк Шагал и его семья покидают Россию. Художник не имеет ничего против жителей страны, он — против системы.
Из Берлина семья переезжает в Париже. В 1941 году к власти приходят фашисты, и Шагал с женой и дочкой отправляются в Нью-Йорк. Художник называет его Вавилоном, город пугает его своими большими размерами, но именно там Шагала ждет настоящий успех. Он принимает участие в оформлении декораций для балета «Алеко» и спектакля «Жар-птица».
Вдруг случается непоправимое. Белла умирает. Ее неожиданная смерть — настоящий удар для Шагала. Ведь она — его единственная муза, символ любви практически на всех картинах, только Белла знала его так, как не знал никто другой. Когда она уходит из жизни, Шагал не может рисовать. Лишь спустя 9 месяцев он берет в руки кисти и пишет две картины в память о жене — «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

свадебные огни
Свадебные огни. 1945

После смерти Беллы в жизни Марка Шагала появятся еще две женщины — Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула, и Валентина Бродская, «Вава».
Вирджиния родит ему сына Дэвида. В 1948 году они вместе вернутся в Париж, но вскоре расстанутся, и Шагал свяжет себя узами брака с «железной женщиной» Валентиной Бродской.
В 1964 году художник расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. В 1977 году Марк Шагал удостоен высшей награды Франции — Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию Шагала. Вопреки всем правилам, в Лувре выставляют работы еще здравствующего автора.

До последних дней Шагал продолжает писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работает над декорациями к постановкам в театрах.

Интересно, но во время поездки в Россию в 1973 году Шагал так и не посетил Витебск. Наверное, потому что боялся разочароваться, боялся увидеть то, что сделало время с его любимым городом.

… На многих полотнах Шагала люди и предметы летают, парят в воздухе. А еще на них изображена коза — синяя, чаще зеленая. Почему? В Витебске все люди были окружены заборами. Они рождались, жили и умирали за этими деревянными ограждениями. Город стал одним сплошным забором, за которым не видно настоящей жизни. Зеленая коза — олицетворение страшной мещанской обыденности. Жить, закрывшись забором, так же дико, как и эта зеленая коза.

В последний день жизни, 28 марта 1985 года, Марк Шагал тоже рисовал. Он умер в лифте, поднимаясь на второй этаж своего дома на Лазурном побережье Франции. Пусть и невысоко, но на пути вверх. Марк Шагал умер в полете. Ему было 98 лет.

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button