Первые Дома культуры на карте Москвы
Дома культуры принято считать изобретением советской эпохи, однако их прототипы – так называемые Народные дома – начали появляться в России уже с конца XIX века. Это были общедоступные культурно-просветительские учреждения, которые финансировались государством или частными благотворителями. В них размещались библиотеки, театральные залы, чайные, воскресные школы, проводились вечерние занятия для взрослых.
И все же широкое и повсеместное строительство Домов культуры пришлось на время становления советского государства: этим учреждениям выпала роль не только организовать досуг рабочих и служащих, но и воспитать в своих стенах новый тип личности – советского человека. Клубы стали открывать в каждом городе и населенном пункте, при совхозах и крупных предприятиях. Часто для рабочих клубов приспосабливали старые здания, но строили и новые. Отсутствие четких требований к планировке клубов и их популярность вели к тому, что архитекторы и инженеры не боялись экспериментировать и выдвигали оригинальные и смелые проекты Домов и даже Дворцов культуры.
Центральный дом культуры железнодорожников
Адрес: Комсомольская пл., 4 (ст. м. «Комсомольская»)
«Образцовый рабочий клуб-театр», как сразу нарекла будущий ЦДКЖ московская пресса, открыл свои двери в 1927 году и стал первым в Москве специально возведенным для клубно-зрелищной деятельности зданием. Архитектор А. В. Щусев удачно вписал дом культуры в созданный им ранее ансамбль площади Казанского вокзала. Монументальные железобетонные конструкции клуба украсил декор из белого и красного камня, в частности характерные для «московского барокко» белокаменные «гребешки».
Просторный зал на 1200 мест освещался двумя рядами высоких окон, а сцена была оснащена самым современным оборудованием. Уже на открытии новый клуб был представлен как передовая площадка для проведения зрелищных мероприятий, куда «гостеприимные железнодорожники» с радостью приглашали в гости жителей и гостей столицы.
Настоящую знаменитость клубу принесла работа многочисленных кружков самодеятельности, которые порой не уступали профессиональным коллективам. Например, в 1935 году члены различных открытых в клубе кружков решили своими силами поставить масштабную оперу М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и даже заявили о создании первой рабочей оперы. Здесь же проходили репетиции рабочего джаз-оркестра под руководством Л. О. Утесова. Неудивительно, что спустя почти столетие со дня открытия ЦДКЖ по-прежнему остается одной из центральных площадок культурной жизни города.
Дом культуры имени Русакова
Адрес: Стромынка, 6 (ст. м. «Сокольники»)
Шедевр советского конструктивизма на Стромынке был построен в 1929 году по проекту Константина Мельникова для работников Сокольнического трамвайного парка. Он стал самым большим из спроектированных знаменитым московским архитектором рабочих клубов.
К. Мельников предложил оригинальное решение: здание было выполнено в форме сектора, а балконы зрительного зала – вынесены консолями наружу, что придавало внешнему облику клуба сходство с шестеренкой. Более того, была разработана инновационная технология движущихся внутренних перегородок, благодаря которой можно было отделять пространство балконов от основного зала и создавать отдельные аудитории.
Дому культуры был присвоен статус памятника архитектуры, но долгое время здание находилось в запустении. В середине 1990-ых его передали в аренду театру Романа Виктюка, однако масштабная реставрация затянулась. Во время восстановительных работ внутренние помещения пришлось адаптировать под нужды театра: переделать фойе, выровнять пол зрительного зала, а его вместимость сократить более чем в два раза. В 2015 году обновленный Дом культуры торжественно открыл свои двери для любителей театра.
Дворец культуры завода имени Лихачева
Адрес: Восточная, 4 к. 1 (ст. м. «Автозаводская»)
Дворец культуры завода имени Лихачева строился в 1930-1937 годах по проекту архитекторов братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных. Здание проектировалось по канонам конструктивизма: оно сложено из простых геометрических форм и отличается логичной пространственной организацией. От круглого зрительного зала была протянута анфилада помещений для кружковых занятий, в конце которой расположился зимний сад, а плоскую крышу зала увенчал раздвижной металлический купол обсерватории. Изначально архитекторами был задуман масштабный комплекс Дома культуры с прилегающим парком и отдельно стоящим большим залом, однако проект не был реализован полностью – возвели только центральное здание, силуэт которого с высоты птичьего полета напоминает самолет.
Дворец неоднократно реконструировали и обновляли, а в 2012 году он был передан Департаменту культуры города Москвы и стал одним из первых проектов по реорганизации советских Домов культуры. Так Дворец культуры ЗИЛ обрел новую жизнь и превратился в многофункциональное культурное пространство с многочисленными творческими мастерскими и насыщенной выставочной и концертной афишей.
Клуб завода «Каучук»
Адрес: Плющиха, 64 (ст. м. «Фрунзенская»)
Клуб для работников завода «Каучук» — еще один московский памятник конструктивизма, созданный по проекту К. Мельникова. Свой неповторимый оригинальный облик здание приобрело за счет формы сектора, вынесения вперед круглого кассового вестибюля, по бокам от которого располагались лестницы, ведущие на второй этаж, а также эффектного балкона-террасы на крыше здания. Архитектор предложил использование нестандартных пространственных решений, большинство из которых в этот раз не были реализованы. Например, центральная часть партера должна была подниматься до уровня каждого из балконов и таким образом освобождать нижнее пространство для проведения массовых мероприятий, но из-за технических сложностей от реализации идеи пришлось отказаться.
Для отдыха и досуга химиков в клубе при заводе работали концертный зал, библиотека и многочисленные художественные кружки. Клуб неизменно участвовал в культурной жизни Хамовников вплоть до 1990-х годов. Позднее здание пришло в запустение, и сейчас полюбоваться им можно только с улицы.
Дворец культуры имени Горбунова
Адрес: Новозаводская, 27 (ст. м. «Багратионовская»)
Здание Дворца культуры строилось в 1929-1938 годах по проекту архитектора Якова Корнфельда и задумывалось как часть инфраструктуры авиационного завода № 22. Характерные черты конструктивизма во внешнем облике гармонично сочетались с внутренним оформлением в стиле арт-деко, строгие формы фасада в его планировке – с обширным остеклением, скругленным кассовым залом, круглыми светильниками и прочими декоративными элементами. Своими очертаниями дворец напоминал крыло самолета, что указывало на его принадлежность авиационному заводу.
Во Дворце культуры находились лекционный и концертный залы, библиотека, помещения для многочисленных кружков и спортивных секций. В 1986-1990-х годах здесь была открыта Московская рок-лаборатория, и площадка на долгие годы стала излюбленным местом выступления музыкантов, состоялся первый рок-фестиваль «Нашествие». Недолгое время в здании принимал гостей Московский театр мюзикла, после переезда которого было принято решение о возвращении сюда музыкантов.
Клуб фабрики «Свобода»
Адрес: Вятская, 41а ( ст. м. «Дмитровская»)
Еще один клуб по проекту К. Мельникова был построен в 1929 году для рабочих мыльно-косметической фабрики «Свобода». За основу будущего строения была взята сферическая форма, напоминающая цистерну, а центральная подъемная стена посередине здания должна была отделять кинозал от театральной сцены. Пришлось отказаться от бассейна, который архитектор задумал разместить под зрительным залом: на данном отрезке Вятской улицы отсутствовала канализация. Также К. Мельников планировал возведение четырех внешних пандусов, которые должны были вести с двух сторон здания в зал на втором этаже. Позже их заменили лестницами, а от пандусов, выходящих в сторону парка, и вовсе отказались.
После Великой Отечественной войны клуб передали профсоюзу работников советской торговли, после чего он стал известен как Дворец культуры имени М. Горького. Здание при этом перестроили по моде времени: заложили окна, убрали внешние лестницы и поменяли цвет фасада. На протяжении длительного времени здесь работали разнообразные клубы и детские секции, репетировали и выступали творческие коллективы. Лишь после закрытия ДК и реставрации начала 2000-х годов зданию был возвращен исторический внешний вид – вот только помещения секций и кружков заняли интерьеры банкетного зала.
Дом культуры имени Зуева
Адрес: Лесная, 18 (ст. м. «Белорусская»)
Проект Клуба профсоюзов коммунальников имени Зуева был разработан архитектором И. Голосовым, а сам клуб открыл свои двери в 1930 году. Созданное под влиянием кубизма, здание было построено на основе асимметрично расположенных геометрических форм, в центре которых оказался вертикальный стеклянный цилиндр. Именно этот цилиндр, на который как будто нанизаны остальные части строения, создал яркий и запоминающийся облик клуба. Таким образом архитектор не только компактно и оригинально использовал отведенное для строительства пространство, но и придал Дому культуры сходство с промышленной архитектурой.
Здание клуба пережило многочисленные перестройки и реконструкции, однако ему удалось не утратить своей культурно-просветительской функции. В Доме культуры имени Зуева по-прежнему проводят занятия детские танцевальные студии, а на сценах большого и малого залов дают выступления ярчайшие театральные и музыкальные коллективы Москвы.
Клуб Дорогомиловского химического завода имени Фрунзе
Адрес: Бережковская наб., 28 (ст. м. «Кутузовская»)
Еще один рабочий клуб в Москве К. Мельников спроектировал по заказу Союза химиков. Архитектору удалось совместить небольшие объемы клуба с внешним монументальным видом здания. Зал был рассчитан всего на 300 мест, что соответствовало минимальной вместимости рабочего клуба, однако в проекте была заложена возможность увеличения числа зрителей за счет фойе – для этого его передняя стенка могла подниматься и обеспечивать просмотр зала из-под первого ряда балкона. Еще одним решением организации пространства стало любимое К. Мельниковым введение передвижных ширм, которые делили центральный зал на три отдельных аудитории. Вот только на этот раз новаторские идеи архитектора не получили поддержки, а журнал «Строительство Москвы» за 1929 год назвал идею «соединенных залов» в проекте клуба имени Фрунзе «доведенной до абсурда».
Освобожденное от сложных технических механизмов, здание долгое время функционировало и не подвергалось серьезным перестройкам. В 1990-х годах в нем был открыт известный московский клуб «Tabula Rasa», а после пожара и восстановительных работ помещение заняли коммерческие структуры.
Открытие новых центров для организации культурного досуга населения не прекращалось на протяжении всего XX века. На карте Москвы все чаще появлялись не скромные рабочие клубы, а настоящие Дворцы культуры – как правило, это были монументальные строения с большими зрительными залами и просторными светлыми холлами, где легко можно было проводить самые разные мероприятия. Многие из этих зданий пережили периоды запустения, после которых вновь открыли свои двери и стали, наряду с восстановленными ДК ЗИЛ и ЦДКЖ, многофункциональными площадками для культурного отдыха и творческой самореализации горожан.