Афиша в МосквеКультураПремьерыТеатр

Песнь заблудшей души: премьера спектакля «Омут любви»

Московский государственный театр фольклора, знающий о многогранности русской души всё и даже чуть больше, представил вниманию публики спектакль по неоднозначной и скандальной повести Александра Куприна «Яма». Художественный руководитель Театра народная артистка России Надежда Бабкина исполнила в нём главную роль и сравнила действие постановки с «пиром во время чумы». Возможность согласиться с таким определением или составить собственное мнение будет снова дана публике 20 и 21 декабря.

В обществе сложилась такая тенденция, что людям никогда не хочется говорить о том, что «грязно/низко/страшно» и вообще их не касается. Мы выборочно смотрим фильмы и читаем книги, главным образом содержащие либо героически-возвышенные и романтические мотивы, либо обличающие те пороки, что давно набили оскомину. К вопросам же на звено ниже мы зачастую относимся без должного внимания. И литература, и театр, и культура в целом с нами заодно… Русская — особенно. До Федора Достоевского мало кто вносил в художественный мир своих произведений проституток, а проблему проституции не считали проблемой в принципе.

Наверное, столь сильный резонанс после публикации «Ямы» в 1915-ом году вызван именно этим. Общественность не была готова к такой пощечине. Как не готов и современный зритель, который уже настолько извращен сводками новостей об очередном случае продажи девушки в рабство, что вопросы о простой нравственности и истинном падении кажутся чем-то противоестественным.

Поэтому премьера Театра «Русская песня» не могла остаться незамеченной. Это — один из первых разговоров по душам, начистоту, без прикрас о том, что может случиться с каждой юной девушкой. Известно, что Театру фольклора свойственен нестандартный, творческий и очень оригинальный подход к изображению того или иного сюжета. Не пользующийся готовыми вариантами и не апеллирующий к опыту предшественников или коллег, художественный состав Театра  создает истинно самобытные и яркие спектакли. Да и к тому же действующих постановок «Ямы» очень мало. Существует пластический спектакль Егора Дружинина в Театре на Малой Бронной, переносящий событийную трагедийность на невербальный уровень, спектакль в Московском молодежном театре под руководством В. Спесивцева… Не в сравнение с «Вишневым садом», «Чайкой», пьесами Горького. Возможно, дело в том, что эпические произведения всегда сложнее инсценировать, а, возможно, причина кроется в предмете изображения. Тем не менее, талантливый режиссер Анна Бабанова смело открыла дверь в еще столь неизведанную и отчасти опасную область, сумев перенести замысел Куприна на современную сцену и показав, что повесть не теряет актуальности и нуждается в том, чтобы быть «прочитанной».

Надежда Бабкина об «Омуте любви»: «Стынет кровь от цинизма, с которым предприимчивый молодой человек промышляет торговлей живым товаром! Для него продажа молодой жены в дом терпимости – успешный бизнес, но девушка расплачивается за эту сделку собственной жизнью. Она мечтала о подвенечном платье и о вечной, чистой любви, а попала в унизительное «телесное рабство».

 

Сюжет спектакля выстроен по мотивам повести Куприна, однако не повторяет ее дословно, а вносит свои грамотные коррективы. Для показа зрителю выносятся ключевые, наиболее трагические моменты: сделка умелого бизнесмена-женоторговца Сени с хозяйкой публичного дома Анной Марковной, изображение старческой похоти по отношению к невинности, попытка пьяного студента спасти одну из падших женщин, заражения и гниения заживо… Каждая сцена передана  максимальным вовлечением участников действия, максимальной эмоциональной самоотдачей артистов. Именно эта актерская игра позволяет зрителю прочувствовать всю невыносимую душевную боль, которую испытывают те, кому, на первый взгляд. она уже недоступна. С какой легкостью и быстротой, может показаться зрителю, Катерина отдается во власть порока, с какой страстью начинает работать ради «спасения» Сени, забывая про женскую гордость и достоинство… Но с какой силой сопротивляется каждая из них окончательному падению, как мучаются эти падшие женщины, как невыносимы их внутренние страдания! Это профессионально передается актерами и на уровне слов, и на уровне жестов, и на уровне взглядов. Чувствуется уверенно выработанное многочисленными репетициями и тренировками мастерство.

Режиссер Анна Бабанова: «Спектакль «Омут любви» – клубок из противоречий и контрастов, как пир во время чумы. Мы постарались отразить это в названии: омут – губительная бездна, любовь – то чувство, которое ведет к возрождению. С одной стороны – апокалипсис, с другой – жажда жизни».

Кроме того, значительно обогатила и углубила восприятие спектакля песенная интерпретация практически всех эпизодов. Музыка занимает в постановке одно из ключевых мест. Русская девичья душа рождена, чтобы петь, веселиться, любить, радоваться солнцу, и эту ее потребность и истинное значение не может убить даже тяжелая, суровая реальность. Женщины в «Яме» тоже поют, но другие песни. Это песня падших душ, которые заблудились и не могут, да даже не хотят, выбраться из нее. Музыкальное обрамление побуждает зрителей если не смахивать с глаз слезу, то глубоко сопереживать происходящему и проверять на прочность свои собственные чувства и ощущения. Хорошо известные народные песни, романсы, духовные стихи в исполнении прекрасного музыкального ансамбля по-новому звучат в темном зале, освещенном лишь мерцанием красных фонарей… Публика в зале, узнавая знакомые мотивы песен «Твои глаза зеленые», «Ты едешь пьяная», «Институтка», «Дни бегут» и др., подпевала слова, горько наблюдая за тем, что в этот момент происходит на сцене. Действительно: обитатели и гости публичного дома пируют! Пируют посреди грязи, разврата, порока, болезней…чумы.

Куприн перед публикацией «Ямы» писал: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».

 

В гулком свете красных фонарей, в доме, обшитом бордовой атласной драпировкой, ломаются судьбы и души, остается только плоть. Только одна она еще представляет для этих людей хоть сколько-нибудь значимую материю, только с помощью нее они еще способны существовать на самом дне ямы. Образ ямы фигурирует в спектакле в разных аспектах, начиная от сокращения названия улицы Ямская, заканчивая могильной ямой, куда похоронена повесившаяся от безумия Женька. Женька – эта страстная, своевольная гордячка, «лучшая из нас», как говорили о ней женщины, не смогла принять тяготы жизни больной, униженной, обделенной… Недуг внешний оказался страшнее внутреннего разложения. Эту роль с блеском исполнила талантливая артистка театра и кино Анастасия Макеева.  Драматизм и сила, с которыми пережита каждая реплика, каждый эпизод «жизни в яме» заслуживают большого уважения и признания. Если быть до конца откровенными, то Женька (настоящее ее имя – Сусанна Райцына) вызывает симпатии больше, чем попавшая на Ямскую случайно Катерина. Катерина глупа, простодушна и безвольна, и едва ли одна лишь невинность и чистота могут оправдать ее. Потому-то избавление от нее и происходит стремительно и резко: под предлогом заболевания ее вывозят в больницу. Дальнейшая судьба бедняжки нам не показана, но мы можем легко догадаться, что обратно Анна Марковна простушку не ждет.

 

Подобно лучшим европейским традициям, не мыслящим сюжетное действие без связующего персонажа в виде слуги или дворецкого, спектакль оставляет особое место за экономкой публичного дома. Зритель не сразу узнает в хромой, хрипящей, по-истинному страшной и неприятной старухе заслуженную артистку России Елену Проклову. И это говорит о том, что актриса вжилась в роль исключительно точно. Емкие фразочки, не сходящая с лица нахальная полуулыбка и ощущение себя главной в этой пучине страсти (ведь это именно она ежедневно отправляет девушек «на работу» и следит за тем, чтобы музыканты вовремя начали играть). Однако, и этой бесчеловечной женщине все еще не чуждо что-то искреннее. Где-то на дне ее души теплится чувство, побуждающее ее экспрессивно прохаживаться перед охранником публичного дома и демонстративно поднимать голову вверх, когда он пытается с ней заговорить.

 

Непревзойденная Надежда Бабкина предстала перед публикой в образе хозяйки «Ямы» Анны Марковны. Удивительно точно народной артистке удалось передать всю жесткость и твердость, безразличие и отстраненность от человеческих слабостей, выработанные годами. Алчность и лицемерие, подлость и страсть к обогащению – вот единственные «добродетели», которые признает тетушка. Также в спектакле приняли участие Вячеслав Манучаров (обольстительный аферист), Александр Коган (один из посетителей публичного дома), Даниил Спиваковский и другие.

Попавшие в яму уже не выбираются оттуда, омут затягивает и разлагает все человеческое, оставляя на поверхности возможность мыслить только «рублями за час». Попытка студента спасти одну из обитательниц «Ямы» приводит к полному краху. Женщина не понимает простой жизни, понятие о любви без выгоды и вожделения для нее странно. Интересно отметить, что первой книгой, которую стал читать мужчина «спасенной» деревенской Любочке, стала история злоключений Манон Леско и кавалера де Грие. Этот роман А.Прево одним из первых в мировой литературе поставил вопрос о распущенности и фатальности поведения молодой девушки. Но, как и во французском романе, единственно возможным исходом в такой ситуации является либо возвращение к прошлой, разгульной жизни, либо погибель…

Финальная сцена спектакля поражает особенно сильно. Выкопанная яма для Женьки, собравшиеся вокруг обитатели «Ямы«, которым теперь некуда идти, ощущаемая каждым из персонажей внутренняя «яма»... И первые за весь спектакль скупые слезинки на лице Анны Марковны. Под звуки проникновенного «Отче наш» (музыка П.И.Чайковского) закрывается занавес, и остается только песня… Песнь хотя заблудших, но все же русских душ, которым нужно петь, а не быть запутанным в кандалах лживой страсти.

Фото предоставлены пресс-службой Театра

 

 

Инна Резепова

Вдохновляю на счастье, путешествия и насыщенную культурную жизнь :) Светский хроникер и колумнист рубрик "Театральная Москва", "Где, если не в Москве?" с 2016 года. Образование: филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button