Архитектура

Горизонтальные небоскрёбы 20-х годов: чудо, которое не свершилось

Эль (Лазарь) Лисицкий – советский архитектор, художник, конструктор и авангардист. Человек великого масштаба, бесконечного трудолюбия и большой любви к своему делу. Прагматичный от природы, Эль мечтал всё, что возможно, сделать удобным и практичным, благодаря этим качествам, в 1923 году началась работа над проектом небоскрёбов, которые должны были располагаться вдоль Бульварного кольца.


Он хотел создать новый масштаб города, усилить контраст между старым и новым в облике Москвы. В то время, в Америке стремительно росли высотки. Владельцы зданий стремились перещеголять друг друга, играя в «у кого выше». Лисицкий считал, что парить над облаками, человеку, пока, не дано, поэтому рост должен идти не ввысь, а в ширину. Его небоскрёбы были горизонтальными.
Три опоры, открытые шахты лифтов, много свободной площади, стекла и бетона. Таким видел Лисицкий свои небоскрёбы.

Горизонтальные небоскрёбы 20-х годов футуризм Горизонтальные небоскрёбы 20-х годов: чудо, которое не свершилось vJsHTzRho c 1
Горизонтальные небоскрёбы 20-х годов

Эль хотел отойти от квартирного типа построек, поэтому 8 небоскрёбов должны были предназначаться для общественных и государственных организаций.
Вытянутые трёхэтажные корпуса, протяжённостью 180 и шириной 16 метров, по проекту соединялись центральным коридором, а одна из трёх опор вела к выходу в метро. В пространстве под опорами могла расположиться остановка общественного транспорта. Таким образом, каждый метр пространства должен был использоваться по максимуму.

Для разрастающейся Москвы, идея эргономичности пространства была актуальной, но новаторство и футуризм проекта Лисицкого власти не оценили. Горизонтальные небоскрёбы, по мнению консервативного руководства страны, плохо сочетались бы с архитектурой центра города. Проект не одобрили. Он отправился «на полку», но его идеи не были забыты.

В 1972 году, на Варшавском шоссе построили огромное здание в форме дуги. Оно растянулось на 736 метров и ходят слухи, что найти нужный кабинет там, не очень легко…А в 1974 году, вдохновлённый идеей Эль Лисицкого, министр автомобильных дорог Грузинской ССР Георгий Чахава, заказал для министерства похожий футуристичный проект. В 1975 году здание было построено. Небоскрёбы возведены гораздо выше тех, что придумал Лисицкий. Комплекс здания больше и похож на установленные друг на друга горизонтальные блоки тетриса.

К сожалению, мастер не увидел, как строят здания по его проектам. Он не узнал, о том, какой огромный след в архитектурном облике Европейских и Азиатских стран оставят его небоскрёбы. Не застал и того времени, когда здание Московского Инновационного Центра «Сколково» будет так сильно похоже на то, которое придумал он.

Автор: Светлана Святикова

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: